Статьи на тему экономика в спорте. Экономические отношения в сфере физической культуры и спорта. Вопросы для самостоятельной работы

Август 3, 2011

Представление экономики физической культуры и спорта было бы неполным без анализа категорий потребностей и экономического интереса. Потребности можно определить как нужду индивида или общества в целом в чем-либо. Очевидно, что потребности выступают в качестве движущей силы и побудительного мотива в достижении какой-либо цели. Осознанные потребности трансформируются в интересы , то есть реальные причины социальных и экономических действий. Взаимосвязь индивидуальных и общественных потребностей с физической культурой и спортом представим следующим образом (см. рис.1.4).

Потребности людей, в конечном счете, преобразуются в спрос, то есть желание и способность покупать товары и услуги. Спрос на спортивные товары и услуги в рыночной системе порождает ответную реакцию со стороны производителей данной продукции – они разрабатывают и поставляют на рынок все более качественные и совершенные товары спортивного назначения, стараются наиболее полно удовлетворить новые потребности общества.

Удовлетворяя спрос, производители спортивных товаров и услуг создают предложение, то есть то количество продукции, которое они намерены продать потребителям при сложившейся рыночной цене. Объемы спроса и предложения товаров на рынках определяются в соответствии с законами спроса и предложения, а также их взаимодействием.

Как следует из рис.1.4, спрос на спортивные товары и услуги на микроуровне предъявляют отдельные индивиды – профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Для большинства людей основным ценностным ориентиром является здоровье. За многовековую историю человечества со всей определенностью было установлено, что наилучшим способом сохранить или восстановить здоровье являются физическая культура и спорт. Более того, регулярные занятия физкультурой и спортом позволяют людям не только сохранять здоровье, но и значительно продлять трудоспособный возраст , делают человека более активным в общественной жизни и на производстве. Таким образом, здоровье отдельного человека и общества в целом – категория не только медицинская, но и экономическая.

Немаловажное место в иерархии ценностных ориентиров занимает потребность в достижениях. Спорт помогает многим людям реализовать эту потребность, дает возможность достичь вершин мастерства и славы за счет своих спортивных талантов, развитых упорными тренировками. Если спорт в какой-либо стране недостаточно развит или недоступен большинству граждан, то люди, склонные к занятиям спортом, вынуждены заниматься иными видами деятельности, в том числе криминального характера. В этом случае их таланты идут не на благо общества, а направляются в деструктивное русло, нанося материальный и моральный ущерб экономике и обществу.

Рассматривая потребности человека, нельзя не остановиться и на такой важной их составляющей, как потребности в отдыхе и развлечениях. Под отдыхом в данном контексте понимается не пассивное состояние покоя, а деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению трудоспособности. В экономическом аспекте потребность в отдыхе и развлечениях следует рассматривать с трех точек зрения:

На макроуровне спрос отдельных людей преобразуется в совокупный спрос, в экономические отношения в области физической культуры и спорта включается государство, которое непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство, таким образом, стимулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, а также способствует расширению предложения. Реализуется государственная поддержка физической культуры и спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.

Экономические отношения в области физической культуры и спорта разносторонни и многогранны. Они включают в себя всю совокупность хозяйственных отношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответствующими производителями и потребителями, экономические взаимоотношения спортивных клубов, федераций, спортивных обществ, отдельных спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками. Важной отраслью экономических отношений являются спортивные рынки труда и финансовых инвестиций, системы оплаты труда и премирования спортсменов и тренеров, их социального страхования и пенсионного обеспечения.

В современной российской практике экономические отношения в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают формироваться; в стадии становления находится индустрия спорта, спортивного предпринимательства, туризма и их инфраструктуры. Только в последние годы стали появляться спортивные профессиональные союзы и ветеранские организации, отрабатываться и унифицироваться схемы страхования спортсменов от различных рисков и травм, вырабатываться цивилизованные формы трансфертов спортсменов в иностранные и национальные спортивные клубы. В области спортивной инфраструктуры также наметились значительные позитивные сдвиги: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, базирующаяся на спортивно-массовых мероприятиях. Возникла комплексная система фирм, специализирующихся на:

  • Поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;
  • Предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;
  • Пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;
  • Страховании спортсменов;
  • Юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;
  • Трудоустройстве спортсменов и тренеров.

Конечно, при становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков спортивных услуг в России не все проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формирования эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров. Пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования. И все-таки наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют нам говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии и ее инфраструктуры.

В России большую часть финансовой ответственности за развитие физкультуры и спорта берет на себя государство. Сфера физической культуры и спорта в России в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0% 1 . При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17-0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах 2 .

Сложившийся объем финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.

Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляться на коммерческой основе и находиться под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений, др.).

Среди основных задач, поставленных Стратегией развития физкультуры и спорта на период до 2020 г., следует отметить: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганду здорового образа жизни, включающего как

Российский статистический ежегодник: 2008: Стат. сборник / Росстат. - М.: Росстат, 2009.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

важнейший элемент занятия спортом; модернизацию системы физического воспитания, в том числе в образовательных учреждениях; развитие инфраструктуры сферы спорта.

В соответствии со Стратегией развития физкультуры и спорта определены важнейшие целевые ориентиры на предстоящий период: увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом, - до 30% к 2015 г., до 40% к 2020 г., повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности - до 30% к 2015 г., до 48% к 2020 г. (рис. 25).

Расширение источников финансирования возможно, как представляется, за счет привлечения кредитов для реализации долгосрочных проектов, строительства и модернизации спортивных сооружений, в том числе банков с государственным участием, негосударственных банков с представлением государственных либо муниципальных гарантий под выделенные кредиты с минимальными ставками либо субсидированием кредитных ставок. Один из вариантов - софинансирование (с участием федерального и местных бюджетов) строительства на конкретных территориях спортивной инфраструктуры и спортивных объектов шаговой доступности к массовому потребителю.

Согласно Федеральному закону РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ), ст. 3, законодательство в сфере физической культуры и спорта базируется на принципе «сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта» .

Многообразие субъектов физической культуры и спорта в РФ (физкультурно-спортивные организации, образовательные учреждения, спортивно-технические, научные организации, Олимпийский, Параолимпийский, Сурдолимпийский комитеты России, специальная Олимпиада России, федеральные органы исполнительной власти, профсоюзы в области физкультуры и спорта, граждане, занимающиеся физкультурой, спортсмены, тренеры, судьи и прочие специалисты) обусловливает различные подходы в регулировании их деятельности, различные пропорции в государственном регулировании и саморегулировании.

Так, к модели совместного регулирования может быть отнесена деятельность общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, которые как общественные организации (объединения) вправе получать финансовую и иную (не противоречащую законодательству) поддержку для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Рис. 25. Стратегические цели и задачи развития физической культуры и спорта в России (составлено автором по материалам Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 годы. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, 2009 г.)

В настоящий момент большинство общественных организаций являются абсолютно независимыми, однако значительную часть финансирования они получают от государства.

Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций в спортивной сфере являются общественные объединения (федерации), спортивные общества, союзы, ассоциации, спортивные клубы и коллективы. В частности, в ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: физкультурноспортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественногосударственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Одна из специфических организационно-правовых форм, характерных именно для спортивных некоммерческих организаций, - федерация. В вышеупомянутом законе определено, что «спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд». Спортивные федерации могут быть как международными (всемирные и региональные), так и национальными неправительственными организациями. Общероссийские и региональные спортивные федерации подлежат обязательной аккредитации. По одному виду спорта на территории Российской Федерации или одного субъекта Российской Федерации может быть аккредитована только одна общественная организация соответственно в качестве общероссийской или региональной спортивной федерации.

Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является добровольным, самоуправляемым, неправительственным общественным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, признанным Международным олимпийским комитетом (далее - МОК).

В состав ОКР входят в качестве коллективных членов более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Основное направление деятельности МОКа и входящих в него НОКов, в том числе и ОКР, - развитие олимпийского движения, пропаганда ценностей олимпизма, борьба с допингом, организация Олимпиад и др. Реализуя эти цели, данные организации ведут предпринимательскую деятельность в поисках источников финансирования.

В настоящее время в отечественном спорте все большее развитие приобретают такие инновационные организационно-правовые формы, как саморегулируемые организации. В основном саморегулируемые организации в спорте создаются в отрасли строительства спортивных объектов и производства спортивного оборудования. Консолидация отраслевых бизнес-объединений и операторов рынка спортивных услуг и их объединение в саморегулируемые организации осуществляются для решения вопросов гармонизации интересов государства, общества, потребителей и производителей в сфере спорта. Данные организации имеют соответствующую государственную аккредитацию в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций. Одной из задач их функционирования является техническое регулирование (технические регламенты), создание стандартов и методик проверки безопасности использования спортивного оборудования.

К числу проблем, решаемых саморегулируемыми организациями в сфере спортивного строительства, можно отнести 1:

  • 1. Разработку и реализацию концепции создания спортивного сооружения - до начала проектирования должна быть создана концепция будущего функционирования объекта спорта (технико-экономическое обоснование, бизнес-план), экономическая составляющая, ресурсное обеспечение и обеспечение его жизнедеятельности, ожидаемые доходы, его социальная составляющая и т.д.;
  • 2. Ведение реестра объектов спорта - каждый спортивный объект характеризуется наличием спортивных помещений, залов, оборудования, назначение которых позволяет установить уровень проводимых в нем мероприятий, соревнований, игр и т.п.;
  • 3. Обеспечение безопасности объекта спорта - безопасности для спортсменов, зрителей, обслуживающего персонала, а также экологической безопасности;
  • 4. Энергосбережение - каждый объект спорта в силу тех или иных причин является объектом повышенной энергопотребляемости (катки, бассейны и т.д.);
  • 5. Стандартизацию и сертификацию сооружений, оборудования, инвентаря и услуг в спортивной отрасли.

Идея саморегулирования наиболее полно воплощается в некоммерческом секторе сферы физической культуры и спорта. Фитнес- индустрия, виды спорта с высоким уровнем коммерциализации, такие как гольф, бодибилдинг и др., организуют свою деятельность по сетевому принципу, объединяясь в общественные организации, союзы, ассоциации и т.п.

Федеральный Закон РФ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N9 315-ФЗ.

Ассоциация профессионального фитнеса (FPA), основанная в 1992 г., - объединение экспертов фитнес-индустрии, специализирующихся в области фитнес-обучения, сертификации, кадрового и фитнес-консалтинга 1 . Ассоциация занимается организацией учебных курсов-семинаров, разработкой учебных программ, методик и технологий, проведением тестирования и аттестацией персонала, содействием в трудоустройстве и подборе сотрудников, осуществлением консалтинга по проектированию, организации и управлению фитнес-клубом. С 2001 г. было сертифицировано более 4 тыс. специалистов. Выпускники Ассоциации работают более чем в 500 клубах Москвы, других российских и зарубежных городов. Под руководством экспертов FPA реализован ряд успешных консалтинговых проектов.

Ассоциация профессионалов фитнеса - единственная в Москве аккредитованная государством (Департаментом образования г. Москвы), специализирующаяся на фитнес-образовании.

Миссия FPA декларирована как объединение усилий участников индустрии фитнеса для обеспечения высоких стандартов работы и максимального качества услуг. Реализация миссии достигается посредством выполнения следующих задач: разработка и внедрение профессиональных и образовательных стандартов в области обучения и сертификации специалистов фитнеса; оказание правовой поддержки компаниям в области лицензирования, техники, технологии, налогообложения, профессиональной подготовки кадров; координация в реализации фитнес- проектов; создание эффективных технологий управления фитнес-клубом; образовательная и научно-методологическая деятельность.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация гольфа России» (АГР) базируется на принципах равноправия ее членов, самоуправления и функционирует с целью развития, пропаганды и популяризации гольфа в России 2 . Ее деятельность осуществляется в соответствии с российским законодательством об общественных объединениях, о физкультуре и спорте, а также уставами международных федераций и европейских ассоциаций гольфа. АГР - это некоммерческая организация, получаемый ею доход направляется на реализацию уставных целей и задач. Она взаимодействует в рамках своих интересов с органами государственной и местной власти, сотрудничает с российскими и международными организациями, является членом Олимпийского комитета России.

В соответствии с аккредитацией АГР имеет право проводить как российские, так и международные спортивные соревнования, создавать свои структурные подразделения в виде филиалов, отделений или представительств.

http://fitncss-pro.ru

http://rusgolf.ru

Цели АГР, по своей сути, отражают задачи саморегулирования в сфере российского гольфа: разработку и проведение единой политики развития гольфа в России, в том числе расширение круга лиц, занимающихся этим видом спорта, повышение уровня мастерства как спортсменов-профессионалов, так и любителей; обеспечение поддержки и содействия девелоперам и инвесторам, участвующим в создании гольф-сооружений; создание нормативов и требований единой спортивной классификации, совершенствование организационнометодологических основ подготовки спортсменов, тренеров, медицинского и другого персонала; обеспечение защиты прав и интересов спортсменов, тренеров, ветеранов и других работников физкультурноспортивных общественных объединений в сфере гольфа и т.п.

Для осуществления своих целей и задач АГР в соответствии с действующим законодательством осуществляет предпринимательскую и внешнеэкономическую деятельность, создает хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные структуры, создает, приобретает, предоставляет в пользование или аренду различное имущество и др. АГР имеет право создавать внутреннюю ассоциацию спортсменов, тренеров, судей и других участников спортивной деятельности, поощрять их, ходатайствовать о присуждении почетных званий и наград перед государственными российскими и международными организациями.

Имущество и ресурсы АГР как некоммерческой организации формируются за счет характерных для этой деловой формы источников: членских, вступительных и добровольных взносов, пожертвований и поступлений от оказания различных платных услуг (лекций, консультаций, издательской и другой деятельности).

Развитие физической культурой и спорта за рубежом может быть представлено двумя основными моделями: американской, отличающейся децентрализацией и незначительным участием государства в организации и управлении физкультурно-спортивной деятельностью в стране, и европейской моделью, в которой государство в той или иной степени поддерживает массовый спорт, спорт высших достижений, и в некоторых странах - профессиональный спорт.

Общим для обеих моделей является то, что спортивные ассоциации (федерации) и клубы - это основа для развития спорта во всех странах, физкультурно-спортивное движение обладает автономией при определенном вмешательстве государства в спортивную жизнь страны. Тенденция усиления роли государства прослеживается в формировании спортивной инфраструктуры, в поддержании имиджа страны посредством спорта высших достижений, использовании физкультурноспортивного движения для решения социальных проблем (например, спорт для инвалидов).

Американская модель спортивного движения характеризуется:

  • спортом для всех (рекреационный спорт, клубный спорт и т.п.);
  • спортом высших достижений;
  • профессиональным спортом.

Поддержкой американского массового спорта занимаются городские спортивные советы (комиссии), действующие как негосударственные некоммерческие организации, выполняющие на договорных условиях консультативные функции для муниципальных органов. Их основная миссия состоит в поддержке действующих в городах спортивных организаций, клубов, команд и проведении соревнований.

Организация спорта высших достижений в США отличается своей децентрализованностью. Спортивные организации, такие как Олимпийский комитет США (ЮСОК), Национальная ассоциация студенческого спорта (НКАА), Любительский спортивный союз (ААЮ), национальные федерации по видам спорта и др., являются независимыми самостоятельными организациями.

Участие государства в физкультурно-спортивной деятельности ограничивается нормативно-законодательным регулированием. Управленческие функции в спорте выполняют различные общественные организации, в том числе Олимпийский комитет США (ЮСОК).

Основа американского спорта высших достижений - студенческий спорт, поскольку за счет спортсменов-студентов укомплектовывают до 75% состава сборных команд США.

Американский профессиональный спорт организуют профессиональные лиги, ассоциации, союзы, а в игровых видах спорта клубы- команды (например, Национальная бейсбольная, футбольная, хоккейная лиги).

Американская модель отличается от европейской тем, что основными видами спортивной деятельности (спорт для всех, спорт высших достижений и профессиональный спорт) занимаются различные спортивные организации.

Европейская модель характеризуется активным участием в спортивном движении Европейского совета (ЕС), его спортивных конференций и комитетов по развитию спорта в европейских странах.

Основным нормативным документом является Европейская хартия по спорту для всех (1975 г.). Деятельность ЕС способствовала свободе передвижения спортсменов и созданию единого рынка в европейском спорте; выработке политики спортивного радио- и телевещания; взаимодействию спорта с системами образования, здравоохранения и др.; привлечению региональных, муниципальных и местных органов власти к решению проблем спорта и т.д. Позиция ЕС в спорте свидетельствует о том, что сформировались два уровня управления: европейский и национальный, обеспечивающие координацию в развитии спорта.

Однако в рамках европейской модели остаются существенные различия в организации управления спортом в разных странах. По степени участия государства в управлении можно выделить, во- первых, страны, где эти функции выполняет государственная структура или организация, находящаяся под контролем государства, во-вторых, страны, в которых функции управления сосредоточены в руках спортивных конфедераций, т.е. неправительственных организаций, объединяющих национальные спортивные федерации по видам спорта.

К первой группе стран с сильным влиянием государства относятся Великобритания, Германия, Франция, Финляндия, Испания, Люксембург и ряд других. Во второй группе объединены страны, в которых управление спортом сконцентрировано в общественных структурах, в том числе Италия, Швеция, Бельгия, Дания, Австрия и др.

Развитие спорта обусловлено национальной спецификой государства, особенностями структуры управления. В большинстве стран основные источники финансирования физической культуры и спорта - это средства государственного и местных бюджетов, поступления от лотерей, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, фондов, населения. В зарубежной практике значительный объем работ во время проведения спортивных мероприятий осуществляется волонтерами.

Развитие кабельного и платного ТВ, спортивных телеканалов (Евроспорт и др.) усилило использование телевидения как источника финансирования спорта. Доля традиционных источников финансирования спорта постепенно уменьшается вследствие роста средств от бизнеса, что создает экономическое давление на спорт, вынуждая подчиняться требованиям коммерции.

Государственное финансирование спорта в развитых странах осуществляется федеральным правительством с целью содержания органов государственного управления спортом, проведения спортивных мероприятий, строительства спортивных сооружений национального масштаба, подготовки кадров, проведения научно-исследовательской и информационной деятельности.

Средства местных органов власти в основном направляются на развитие массового спорта, а также на финансовую поддержку команд по игровым видам спорта (футбол, баскетбол, хоккей и т.д.), на содержание спортивных клубов, спортсооружений муниципального уровня и т.д.

Финансирование спорта в европейских государствах осуществляется по следующим направлениям: спорт высших достижений; спортивные федерации и организации; спортивные клубы; спортивные сооружения; проведение спортивных мероприятий.

В Германии, Испании, Италии, Финляндии, Швеции, Швейцарии и Португалии субсидии из государственного бюджета на спорт высших достижений составляют 5-15%. На содержание административных структур всех уровней затрачивается в Великобритании - 93%, Италии, Франции - 54% и Германии - 45% от выделяемых средств. В большинстве европейских стран приоритетом в расходовании этих средств пользуются спортклубы, которым, например, в Германии выделяется 41%, тогда как федерациям - только 4%, в Италии - 67 и 7%, в Швеции - 36 и 6%, во Франции - 31 и 23%, в Испании - 50 и 50% от их общего объема.

В Великобритании преобладает доля субсидий федерациям - до 85%, а спортклубам - 7%. В Германии, Франции и Швеции около 50% выделяемых средств расходуют на строительство и эксплуатацию спортивных сооружений.

В развитых странах финансирование спорта из государственного бюджета существенно дополняется за счет частных источников, затраты которых в среднем составляют 1,5-1,8%. Активизация спортивного маркетинга и спонсорства увеличивает эту долю в спортивном бюджете отдельных стран до 40%.

В США основными источниками финансирования любительского спорта являются:

  • членские и вступительные взносы членов команд, клубов, учебных заведений, спортивных организаций;
  • доходы от платных услуг пользования спортивным оборудованием, тренажерами, саунами, массажными кабинетами, соляриями и др.;
  • доходы от продажи билетов на соревнования по игровым видам спорта - американский футбол, баскетбол, волейбол, хоккей;
  • продажа прав трансляции телевизионным компаниям;
  • доходы от продажи сувениров, спортивных вымпелов, значков, программ соревнований, буклетов;
  • доходы от парковки автомашин около спортивных сооружений во время соревнований и т.д.;
  • добровольные пожертвования частных лиц, фирм и корпораций, общественных фондов.

Основу любительского спорта высших достижений в США составляет студенческий спорт, который поддерживается поступлениями из федеральной казны штатов и Правительства США.

  • www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htmJ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: КОНЦЕПЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Специалистами различных зарубежных стран - Великобрита­нии (С. Огаиоп, Р. Тау1ог и др.), Германии (К. Нетешапп, М. Оай-пег, Н.ПзсЬег и др.), Франции (^.АшкегГ, 1.-Р. Иу8 и др.) - выработаны базовые концептуальные положения, характеризую­щие сущность экономики физической культуры и спорта в усло­виях рыночных отношений.

В тезисном виде охарактеризуем авторскую концепцию эконо­мики спорта одного из ведущих специалистов Франции XV. Апёгеп" на основе анализа ряда его публикаций, в том числе монографий «Политическая экономия спорта», «Экономика спорта» и др.

♦ Анализ взаимоотношений между экономикой и спортом вклю­чает три основные проблемы: финансирование спорта, экономи­ческое управление спортом и создание экономических процедур взаимодействия на рынке спортивной промышленности и физ-культурно-спортивных услуг.

В рамках проблемы финансирования спорта необходимо ана­лизировать средства, выделяемые государственным и муниципаль­ными бюджетами на его развитие, деятельность спортивных лоте­рей, национальных и иных фондов развития спорта, спонсоров, доходы от спортивных мероприятий и т. п.

Экономическое управление спортом связано с наиболее эф­фективным использованием доходов физкультурно-спортивных организаций, ведением бухгалтерского учета, разработкой требо­ваний к налоговой системе, правил оптимальных затрат на про­ведение спортивных мероприятий, путей увеличения вклада лиц, работающих на добровольных началах, анализом вознаграждений спортсменов-профессионалов, условий их труда и т.д.

Взаимодействие на рынке спортивной и иной промышленнос­ти и физкультурно-спортивных услуг представляет собой широ­кий спектр экономической деятельности, связанной с потребле­нием продукта спорта, созданием спроса на рынке спортивных товаров и услуг, обслуживаемом как специализированным, так и неспециализированным производством, и др. Занятия спортом требуют: создания сети физкультурно-спортивных сооружений и, следовательно, вовлечения в спортивный рынок сферы строитель­ства; поддержания спортивной формы, лечения в случае получе­ния травм и т.п. и, следовательно, включения в спортивный ры­нок пищевой, фармацевтической промышленности и др.

♦ Экономика спорта может быть представлена в виде трех со­
ставляющих - макроэкономики, мезоэкономики и микроэко­
номики.

Проблематика макроэкономики связана с оценкой места эко­номики спорта в национальной экономике, изучением экономи­ческих средств, используемых в спортивной политике государ­ства, с экономикой крупных спортивных мероприятий (Олим­пийские игры, чемпионаты мира и т.п.), планированием строи­тельства физкультурно-спортивных сооружений, исследованием разнообразных связей между сферой финансов и спортом и др.


Мезоэкономика изучает неравномерное развитие разнообраз­ных видов спорта на основе детального экономического анализа функционирования каждого из них, различных спортивных рын­ков (региональных и т.д.), а также промышленности по произ­водству спортивных товаров.

Микроэкономика охватывает анализ экономической деятель­ности муниципалитетов в сфере спорта, экономического управ­ления разнообразными физкультурно-спортивными организаци­ями, экономического статуса спортсменов и т. п.

♦ Развитие экономики спорта происходило поэтапно.
Первый этап характеризуется эпизодическим взаимодействием

экономики и спорта. Начало этого этапа можно отнес!*! к первым Олимпийским играм. Явной же «датой рождения» следует считать возникновение профессионального спорта. Исследований проблем взаимодействия экономики и спорта на этом этапе ни на эмпири­ческом, ни на теоретическом уровне не проводилось.

Второй этап отличается постоянным и активным взаимо­действием экономики и спорта. На этом этапе (приблизительно с


середины 70-х годов XX в.) специалисты стали проявлять интерес к исследованиям проблем взаимосвязи и взаимодействия эконо­мики и спорта на эмпирическом уровне.

Третий этап, начало которого относится к 80-м годам XX в., характеризуется расширением и углублением взаимодействия эко­номики и спорта как по количественным, так и по качественным параметрам. Этому этапу свойственно углубленное изучение про­блем экономики спорта, результатом чего явилось формирование экономики спорта как относительно самостоятельной научной дисциплины (теоретический уровень исследований), которая не может существовать вне взаимодействия с социологией спорта, антропологией, демографией и другими науками.

♦ В настоящее время происходит активный процесс интернаци­
онализации экономики спорта, проявляющийся в трех основных
аспектах - концептуальном, качественном и количественном.

Концептуальный аспект интернационализации характеризует­ся тем, что экономика спорта является хотя и второстепенной, но динамично развивающейся отраслью экономической науки. Эко­номика спорта как учебная дисциплина входит в программы выс­ших профессиональных учебных заведений многих стран мира.

Качественный аспект интернационализации связан с динамич­ным развитием экономики спорта как сектора народного хозяйства, с успешным преодолением им кризисных ситуаций в различных стра­нах мира и другими обстоятельствами. Важнейшими проявлениями этого процесса является интернационализация капитала (постоян­ный рост числа фирм, не имеющих непосредственного отношения к спорту, которые спонсируют крупнейшие международные соревно­вания), интернационализация рынка спортивных товаров, в том числе создание мультинациональных фирм по их производству (АсИа"аз, МИсе, КееЬок, Коз8щпо1 и др.), интернационализация спортсменов, выступающих за команды других стран, и др.

Количественный аспект интернационализации характеризует­ся долей ВВП, которая отражает место экономики спорта в наци­ональной или международной экономике. По приблизительным оценкам, доля экономики спорта в национальном продукте раз­витых стран составляет 1 - 2%. Объем мирового рынка спортив­ных товаров равен 2,0 - 2,5% международной торговли.

♦ Экономика спорта как научная дисциплина до последнего
времени в основном развивалась в рамках прикладной экономики.
Специалисты пользовались концепциями, методами исследова­
ний, статистическим аппаратом и т.п., заимствованными из по­
литической экономии, экономического анализа и др., применяя
их для изучения взаимодействия экономики и спорта.

Попытки выхода на уровень экономической теории являют­ся пока в области экономики спорта редчайшим исключением. Имеющиеся прецеденты в конлепциях и мето-


дах различных областей политической экономии, управления, эко­номики труда, и т.д., не породив до настоящего времени соб­ственной теории экономики спорта или оригинального метода исследования.

Экономна спорта априори носит междисциплинарный харак­тер, так шк изучает два класса явлений - экономические и спортивные - в их взаимосвязи и взаимозависимости. Наиболее конструктивным путем развития экономики спорта как научной дисциплины в XXI в. следует считать расширение и укрепление йеждисциплинарных связей и проведение совместных ис­следований экономистами, историками, социологами, юриста­ми, политологами и представителями других научных дисциплин.

♦ В настоящее время общество как никогда заинтересовано в расширении экономических исследований в области спорта.

Государство нуждается в оперативном анализе экономической ситуации в сфере спорта для выработки соответствующей эконо­мической политики как в отношении отрасли в целом, так и в отношении разнообразных физкультурно-спортивных организаций и видов спорта.

Представители различных отраслей промышленности заинте­ресованы в изучении многообразных секторов спортивного рынка. В первую очередь это относится к исследованиям функционирова­ния и развития различных видов спорта для того, чтобы на науч­ной основе осуществлять эффективную спонсорскую деятельность, увеличивать/уменьшать производство разнообразных спортивных товаров, диверсифицировать производство спортивных товаров и физкультурно-спортивных услуг и т.д.

Средствам масоовой информации необходимы данные, характе­ризующие возможности спорта как источника расширения их ауди­тории, для разработки экономического механизма формирования стоимости прав на телетрансляции крупнейших международных спортивных соревнований, а также пропаганды спорта и т. п.

Физкультурно-спортивные организации для эффективной орга­низации и менеджмента собственной деятельностью должны об­ладать информацией о влиянии факторов окружающей среды, имеющих как неэкономический, так и экономический характер. Экономический анализ позволяет выявить некоторые перемен­ные величины, формирующие спрос представителей различных социально-демографических групп населения на конкретные физ­культурно-спортивные услуги. Результаты такого анализа, в част­ности, могут конкретно характеризовать экономическую локали­зацию спорта, основной тенденцией которой являются наиболее быстрые темпы развития спорта в крупных городах и зонах пре­имущественного экономического развития.

Для проведения подобных и иных исследований в области спорта необходима подготовка специалистов по отраслевой экономике.


Уровень развития экономических исследований в сфере спорта, объем накопленной информации в различных странах мира дела­ют настоятельно необходимым создание банка данных по эконо­мике спорта.

♦ Наряду с неэкономическими существуют экономические
детерминанты роста уровня спортивных достижений. Было бы не­
правильным ни преувеличивать, ни преуменьшать роль последних
в завоевании спортивных побед и установлении рекордов.

Одним из главных стимулов спортсмена (как профессионала, так и любителя) к достижению спортивного результата является приз в денежной или натуральной форме. Высокие спортивные результаты повышают рыночную стоимость спортсмена: для спорт­смена-любителя это зачастую открывает путь в профессионалы, для спортсмена-профессионала это значительно повышает сто­имость его контрактов при переходе из одного клуба в другой.

На уровень спортивных достижений оказывают влияние высо­кокачественные спортивные товары. Экономика в лице фирм по производству спортивных товаров заинтересована в производстве таких, которые будут апробированы спортивной элитой на круп­нейших международных соревнованиях, а затем - со временем - станут достоянием массового спортивного рынка. Спортсмены же проявляют интерес к производству новых высокотехнологичных спортивных товаров, которые помогут им побеждать.

♦ Экономика спорта должна быть «прозрачной» не только для
специалистов, но и для широкой общественности.

Имеющие место суждения о негативном влиянии экономики (в лице, например, фирм-спонсоров) и средств массовой инфор­мации на сущность спорта далеко не всегда оправданны. Действи­тельно, средства массовой информации и спонсоры подчас навя­зывают время проведения соревнований, делают не всегда безус­пешные попытки изменить правила проведения соревнований, подчас даже влияют на спортивные результаты. Это, безусловно, - негативный итог проникновения экономики в спорт. Однако пол­ная и достоверная информация об этих процессах практически недоступна не только широким массам населения, но и специа­листам.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении объектив­ного знания о гонорарах представителей спортивной элиты, осо­бенно в некоторых видах спорта. Известные общественности и спе­циалистам размеры современных гонораров, достигающие в целом ряде случаев нескольких миллионов долларов в год, выходят за рамки разумных пределов. Однако не следует забывать о том, что кроме официальных существуют еще и неофициальные выплаты, о которых практически ничего не известно. Учитывая размеры опла­ты труда высококвалифицированных спортсменов, вряд ли право­мерно говорить об их чрезмерной эксплуатации.

Введение

За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем, усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств - с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен научиться, самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Широкое распространение в сфере спорта получили новые технологии сбыта, стали повсеместно внедряться инструменты PR и маркетинга. Наряду с совершенствованием и активизацией традиционных инструментов воздействия на потребителей таких, как ценовая политика, реклама, качество, получили импульс к развитию и совершенствованию новые направления, продвижение которых стало возможным с массовым внедрением во все сферы жизнедеятельности общества глобальной сети интернет. Образовалась и стала стремительно развиваться виртуальная система новой экономики, состоящая из целого комплекса отраслей и групп инновационной хозяйственной деятельности.

Эту систему сегодня принято называть интернет-экономикой. Интернет дает возможность отечественным компаниям выйти на мировой рынок, расширяет каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателей в единую систему. Оборот электронной торговли составляет такие значительные суммы, которые сопоставимы с ВВП таких стран как Франция, Италия, Великобритания. Поэтому нельзя игнорировать или преуменьшать значение этого относительно нового сектора экономики. Ведение крупномасштабного бизнеса в современных условиях без использования информационных технологий не представляется возможным. Для малого и среднего бизнеса Интернет дает прекрасную возможность для продвижения.

спортивная сетевая экономика интернет

Экономика в сфере спорта

Экономика спорта, теоретические аспекты и перспективы развития

Долгое время спорт и экономика рассматривались как две отдельные самостоятельные отрасли даже на Западе. Считалось, что спорт - это хобби, свободное времяпрепровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня все кардинально изменилось. В спорте стало возможным зарабатывать неплохие деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления.

Поскольку спорт во многих своих проявлениях очень четко классифицируется с экономической и управленческой сторон, то очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте.

Отличия заключаются, в частности, в том, что продукция спорта, а точнее персональная услуга, как, например, тренировка, предоставляемая для жителей городов или членов спортивного клуба, имеет в большей степени спортивные, а не рыночные цели. Что же касается коммерческого предложения спорта как товара, то можно выделить следующие стремительно развивающиеся сегодня спортивные рынки:

1) рынок ориентированных на прибыль продавцов спорта, представленный многочисленными оздоровительными, танцевальными, гимнастическими студиями и спортивными школами;

2) рынок товаров для спортивного туризма, т.е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);

3) рынок продавцов спортивных тренажеров, оборудования, одежды. Этот рынок развивается не потому, что увеличивается интерес к спорту, а потому, что спортивность, спортивный стиль - неотъемлемые составляющие современной жизни, рынок спортивных мероприятий, программ в средствах массовой информации;

4) рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т.п.);

Таким образом, происходит стремительное проникновение законов рынка в спорт, и одновременно увеличивается предложение спорта как товара, а именно это составляет основное содержание экономики спорта. Можно трактовать экономику спорта как науку, изучающую экономические аспекты спорта, но не только их, а также аспекты социологические, психологические, юридические, с которыми сталкиваются в своей работе спортивные организации всех видов. Последние, естественно, должны рассматриваться в контексте экономики. Данное определение существенно отличается от общепринятого, в котором речь идет о применении положений экономической теории в спорте.

История экономики спорта представляет несомненный интерес, поскольку прошла достаточно тернистый путь в своем развитии. Спорт, спортивная наука были долгое время вне экономики. Выпускники спортивных школ и институтов после окончания своей спортивной карьеры становились в большинстве своем тренерами или учителями. Точно так же и организованный спорт развивался без особенного спроса на профессиональную экономическую компетенцию. Спорт со своими организациями и союзами стоял долгое время как настоящий антимир по отношению к рынку, финансам и экономике. Экономическая эффективность, потребности рынка и предложение спорта как рыночного продукта находились вне своих собственных понятий. Солидарность, а не индивидуальные интересы; почет, а не профессия были определяющими моментами. Финансирование спортсменов и высокие денежные вознаграждения за участие в соревнованиях были лишь случайными эпизодами. В спорте господствовали непрофессиональные идеалы, которые ограничивали экономическое использование спорта. Запрет всякой коммерциализации спортивных успехов и популярности, с одной стороны, служил определенным слоям общества, которые с помощью этого обосновывали свою идеологию, а с другой, объяснялся страхом спортивных организаций и их функционеров с коммерциализацией спорта потерять свое влияние на него. История спорта полна примеров таких ограничительных стратегий, например определение статуса спортсмена-любителя, которому запрещалось получать деньги или призы за участие в спортивных соревнованиях. Фактически же это делалось для того, чтобы ограничить доступ к спорту людей, не принадлежавших к высшим слоям общества, которые через спорт могли бы поддерживать свое жизненное содержание. Как написал в своей книге "Теория чистых людей" американский критик и экономист Т. Веблен: "Спорт стал использоваться в качестве одной из форм потребления высших слоев общества, которые с его помощью подчеркивали свой социальный статус, свое благосостояние и времяпровождение". Так, любительский спорт, в особенности, если он, как теннис, парусный спорт или гольф, требовал много денег и времени, стал преподноситься как некий идеал, доступный лишь избранным. Даже обоснованная П. де Кубертеном идея олимпизма с "благородным и рыцарским характером спорта" предусматривает социальное разграничение.

Существовавшая долгое время автономия спорта с течением времени стала уменьшаться благодаря возникновению независимых спортивных союзов и картелей, вмешательству государства и средств массовой информации в дела спорта. Спортивные организации и союзы достаточно долго и активно протестовали, но в результате процесс коммерциализации и профессионализации спорта лишь ускорился.

Первые систематические работы об экономических проблемах спорта появились в США в середине 50-х годов. Университеты США раньше всех осознали необходимость готовить менеджеров спорта и отреагировали на это соответственно. Во-первых, были опубликованы эмпирические исследования экономических вопросов профессиональных командных видов спорта. Во-вторых, появились первые учебники по спортивному менеджменту.

Первой работой в области экономики спорта можно считать статью С. Розенберга, опубликованную в 1956 г. в одном из ведущих американских экономических журналов на тему: "Рынок труда профессиональных игроков в бейсбол". В ней дискутировались три момента:

1) в профессиональном командном спорте для зрителей продуцируется некая неопределенность результата спортивного состязания и чем дольше неясен результат, тем больше его привлекательность для присутствующих зрителей;

2) неопределенность результата будет выше тогда, когда все команды имеют в своих составах спортсменов одинаковых игровых качеств, распределенных равномерно на все команды;

3) эта совокупность игровых качеств может автоматически рассматриваться в качестве нерегулируемого рынка труда. Одновременно здесь действует закон убывающей отдачи: для отдельной команды нерентабельно в определенный момент приобретать новых игроков, поскольку они вряд ли привлекли бы на стадион дополнительное количество зрителей и оправдали свое присутствие.

Этими тезисами С. Розенберг обосновал уже достаточно хорошо развитую сегодня науку - экономику спорта. Его последующие работы, касающиеся определения факторов спроса на спорт для зрителей, упорядочения форм кооперации между владельцами профессиональных команд, опубликованы во многих статьях и книгах, дополнены многочисленными теоретическими исследованиями других ученых и сегодня остаются самыми популярными и востребованными.

Что касается спортивного менеджмента, то за последние годы многие американские университеты ввели его в число учебных курсов и, соответственно, появилось достаточное количество публикаций и книг на эту тему. В большинстве своем это исследования, в которых речь идет либо об отношениях спортивных коммерческих организаций США (Т. Хоггерти, Г. Патон), либо об особенностях свободных объединений и отношениях спорта и государства (Н. Маркус, Д. Клатель).

Безусловно, экономика спорта имеет еще много неисследованных сторон. Часть из них имеют общий характер. Это, в первую очередь, вопросы финансирования, спортивного менеджмента, рынка труда в спорте, спортивного спонсорства. Но появляется и множество частных вопросов, связанных, например, с выяснением специфики того или иного вида спорта, и требующих при этом оперативного решения. Можно даже сказать, что полностью сформировавшейся экономики спорта как науки пока нет. Но процесс ее развития как составляющей экономической науки идет достаточно быстро. При этом экономика спорта уже показывает особенности, присущие каждой отдельно взятой стране. Например, в Германии это, прежде всего, доминирующее положение спортивных союзов и клубов; в США - образцовый профессиональный командный спорт. Для нашей страны становление экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге для сохранения здоровья и работоспособности нации. Спорт - одна из немногих отраслей, где Россия все еще конкурентоспособна. Сегодня все больше людей ищут баланс между стрессом и разрядкой, хотят найти свое призвание, сохраняя здоровье, чувствуя себя востребованными и работоспособными. Физическая культура, спорт, профилактика и реабилитация как раз и есть те понятия, которые тесно увязаны с успехами в развитии любого современного общества. Если мы хотим иметь в будущем здоровую нацию, сейчас нужны специалисты, понимающие, что спорт - это нечто большее, чем стоящие в центре внимания события с рекордами, победами и медалями; спорт - это часть экономики, и управление им в профессиональной, коммерческой или любой другой сфере требует соответствующих специалистов, методов и форм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Собственность как основа производственных отношений. Ее место в экономической системе. Организационно-экономические и социально-экономические отношения между людьми в процессе организации производства и по поводу распределения экономических благ.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2010

    Изучение теоретических и практических противоречий в экономике и поиск способов их устранения. Исследование сущности социально-экономического развития, от каких факторов оно зависит. Влияние социально-экономических противоречий на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Социально-экономическая система как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу обмена и потребления товаров и услуг, анализ особенностей формирования и развития.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2013

    Классификация экономических систем. Уровневый характер экономических отношений. Производительные силы и производственные отношения, хозяйственный механизм. Роль государственного регулирования рыночной экономики. Формационный и цивилизационный подходы.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Экономическая социология как специальная социологическая теория, иерархическая структура ее категорий. Метод экономической социологии, его особенности. Понятие социального механизма, специфика социальных механизмов регулирования экономических отношений.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Понятие рыночных и нерыночных агентов как участников экономических процессов. Дифференциация институциональных, мотивационных и поведенческих функций при формировании экономического агента как субъекта рыночных отношений различных видов хозяйствования.