Перечислены взносы во внебюджетные фонды. Обязательные отчисления во внебюджетные фонды. Отчетность в Фонд социального страхования

должны перечислять взносы на обязательное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды. Кто относится к и кто имеет право на определенные льготы при их начислении и уплате, рассмотрим в данной статье.

Категории плательщиков страховых взносов

Плательщиками страховых взносов , иначе страхователями, являются лица, которые должны, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», перечислять во внебюджетные фонды страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Плательщики страховых взносов — это лица, которые осуществляют оплату физическим лицам за выполненные работы по заключенным трудовым и гражданско-правовым договорам (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)).

Законодательством установлено, кто относится к плательщикам страховых взносов :

  1. российские и иностранные организации, филиалы и представительства иностранных компаний, которые созданы на территории РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 212-ФЗ);
  2. расположенные на территории РФ обособленные подразделения организаций, если они самостоятельно производят оплату физическим лицам за выполненные работы, а также пользуются собственным расчетным счетом, представляют отчетность, имеют отдельный баланс (ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, письмо ФСС РФ от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п);
  3. индивидуальные предприниматели, к которым также относятся частные детективы (п. 4 ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ») и главы крестьянских или фермерских хозяйств (п. 3 ст. 2 Закона № 212-ФЗ);
  4. физические лица, которые пользуются услугами каких-либо лиц для решения собственных вопросов (например, ремонт квартиры, дизайнерские работы и т.д.), но не являются индивидуальными предпринимателями.

Кто уплачивает страховые взносы самостоятельно?

В Законе № 212-ФЗ определены лица, которые уплачивают страховые взносы самостоятельно. Это плательщики страховых взносов , которые занимаются частной деятельностью: нотариусы, адвокаты, индивидуальные предприниматели и др. (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).

Если страхователь является плательщиком страховых взносов за физических лиц и за себя одновременно, то и страховые взносы он уплачивает по двум основаниям соответственно (ч. 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).

Пример:

Частный детектив О. Н. Воробьев имеет организацию по частному сыску, ведет частную деятельность, в штате у него работают три сотрудника по гражданско-правовому договору. О. Н. Воробьев уплачивает взносы:

  • за работников, т.к. он является индивидуальным предпринимателем, и физические лица получают от него вознаграждения;
  • за себя, т.к. он индивидуальный предприниматель, который занимается частной деятельностью и получает доход от своей практики.

Платятся ли страховые взносы при применении специальных налоговых режимов?

Если организации или предприниматели находятся на таких специальных налоговых режимах, как ЕСХН, ЕНВД, УСН, то они тоже уплачивают страховые взносы.

Некоторые из этих организаций и индивидуальных предпринимателей имеют возможность использовать пониженные тарифы при расчете и уплате страховых взносов.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы и являющиеся плательщиками страховых взносов , имеют определенные возможности при исчислении и уплате страховых взносов.

Так, например, если применяется ЕНВД или УСН с объектом налогообложения «доходы», страхователи могут сократить размер налога или авансового платежа на сумму уплаченных страховых взносов. Индивидуальные предприниматели на указанных режимах при отсутствии наемных работников могут ставить фиксированные платежи к уменьшению налога полностью (абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32, абз. 6 п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Организации и предприниматели, использующие наемный труд, уменьшают сумму налога или авансового платежа на сумму страховых взносов, рассчитанную с вознаграждений работников, но не более чем на 50% (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.32, абз. 5 п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

При применении ЕСХН или УСН (объект налогообложения «доходы минус расходы») страхователь может сократить базу по налогу на сумму перечисленных страховых взносов, которые являются расходами (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Таким образом, расходы, понесенные при уплате страховых взносов, необходимо учитывать в том отчетном периоде, когда эти взносы были уплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо ФНС России от 12.05.2010 № ШС-17-3/210).

Кроме того, до 2013 года при использовании УСН на основании патента можно было уменьшить стоимость патента на сумму уплаченных страховых взносов (п. 10 ст. 346.32 НК РФ утратил силу с 01.01.2013).

Социальное страхование - это часть государственной системы социального обеспечения в части защиты населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Страховая природа этих выплат проявляется в резервировании части средств организаций или граждан (выбытие из денежного оборота) и возвращении их лишь при наступлении определенных событий - страховых случаев.

Субъектов социального страхования можно разделить на три категории:

1. Страхователи - плательщики страховых взносов;

2. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

3. Застрахованные лица - это лица, подверженные риску, на которых распространяются условия страхования и за которых уплачиваются страховые взносы.

Система социального страхования организуется одновременно как на добровольной , так и обязательной основе.

Добровольность чаще всего реализуется тогда, когда застрахованное лицо выступает страхователем собственных рисков, т.е. лицо, подверженное какому-либо риску, заключает договор со страховой организацией, на основании которого уплачивает страховые взносы, а при наступлении страхового случая получает страховое обеспечение - денежную компенсацию ущерба.

Однако в силу особой значимости некоторых социальных рисков, подверженности им большого числа граждан, большая часть социального страхования строится на обязательной основе , т.е. необходимость его осуществления является не правом, а законодательно установленной обязанностью страхователей. Обязательное социальное страхование регламентируется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (165-ФЗ от 16.07.1999 г.). Отдельные виды обязательного социального страхования регламентируются собственными законами: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. 255-ФЗ, «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29 декабря 2010 №326-ФЗ.

В настоящее время в системе обязательного социального страхования выделяются три вида страхования :

Обязательное пенсионное страхование;

Обязательное социальное страхование на случай временной потери трудоспособности;

Обязательное медицинское страхование.

Для реализации этих видов страхования в системе государственных финансов созданы государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд - это обособленный фонд денежных средств в составе бюджетной системы государства, имеющий целевой характер и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения определенных потребностей социального и экономического характера.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ) образован в целях реализации обязательного пенсионного страхования - совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) обеспечивает гарантированные государством пособия по временной нетрудоспособности, материнству и младенчеству, а также пособия при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования - форма социальной защиты населения в охране здоровья, которая гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. Этот фонд существует на федеральном уровне, где представлен Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС), и на территориальном уровне - территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Формирование доходов государственных внебюджетных фондов осуществляется двумя главными способами:

1) за счет межбюджетных трансфертов, как правило, финансирующих страховое обеспечение нетрудоспособного населения;

2) за счет уплаты страхователями страховых взносов (ранее - единого социального налога), финансирующих страховое обеспечение работающего и самозанятого населения.

Помимо указанных выше источников образования доходов внебюджетных фондов могут быть: штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного со- циального страхования.

Страховой взнос - это обязательный платеж на обязательное социальное страхование. Страховые взносы имеют индивидуальный возмездный характер, целевым и персональным назначением которых является реализация права граждан на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в РФ, регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ.

Ключевую роль для определения суммы страховых взносов, порядка и сроков их уплаты играет категория, к которой можно отнести плательщика страховых взносов (страхователя). Все плательщики взносов делятся на две категории.

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) физические лица, не признаваемые ИП, но производящие выплаты другим физическим лицам.

1) индивидуальные предприниматели;

2) адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Для исчисления страховых взносов первой категории плательщиков следует определить объект обложения страховыми взносами и его стоимостное выражение - базу обложения . Для плательщиков-работодателей (кроме физ. лиц, не признаваемых ИП) объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении права на произведения науки, литературы, искусства.

Для работодателей - физических лиц, не признаваемых ИП, объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками в пользу физических лиц. Для всех плательщиков-работодателей не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения ими гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренных в Налоговом кодексе РФ.

База для начисления страховых взносов определяется исходя из стоимостной оценки объекта обложения. Для плательщиков-работодателей, за исключением физических лиц, не признаваемых ИП, она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за расчетный период в пользу работников. Причем при определении базы обложения учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы, за исключением выплат, не признаваемых объектом обложения.

Для физических лиц, не признаваемых ИП, база обложения определяется как сумма выплат и вознаграждений, являющихся объектом обложения и выплачиваемых за расчетный период в пользу физических лиц.

Важно отметить, что плательщик обязан определять базу обложения отдельно по каждому работнику в течение всего расчетного периода (года) с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Предельная величина базы обложения с учетом ее индексации с 1 января 2015 г. установлена на уровне 670 тыс. руб. для уплаты в ФСС и 711 тыс. руб. для уплаты в ПФ . По взносам в ФОМС предела налоговой базы с 2015 года не предусмотрено.

Для плательщиков-предпринимателей объект и база обложения страховыми взносами не устанавливаются, а сумма страховых взносов определяется на основе минимальной стоимости страхового года.

К выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами , относятся, такие как:

Государственные пособия;

Компенсационные выплаты;

Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиком;

доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции традиционных видов промысла;

Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

Суммы материальной помощи, выплачиваемые работодателями своим работникам, не превышающие 4 тыс. руб. на одно лицо за расчетный период и другие.

Не подлежат обложению страховыми взносами следующие расходы на командировки: суточные, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, сборы за выдачу и регистрацию загранпаспорта, получение виз, расходы на обмен наличной валюты.

Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.

Страховые взносы уплачиваются в следующих размерах : в ПФ РФ – 22%; в ФСС – 2,9%; в ФОМС – 5,1%.

Плательщиками, производящими выплаты физическим лицам, регулируется ст. 15 Закона 212-ФЗ. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в каждый внебюджетный фонд. При этом она определяется как произведение соответствующего тарифа страхового взноса и базы обложения страховым взносом. Сумма страховых взносов исчисляется страхователем в виде ежемесячных обязательных платежей и определяется без округлений.

Порядок исчисления страховых взносов для плательщиков, получающих собственные доходы и не производящих выплаты физическим лицам, иной. Величина страховых взносов исчисляется на основе стоимости страхового года - суммы денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками-работодателями определяется следующим образом:

1. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики исчисляют ежемесячные обязательные авансовые платежи по страховым взносам и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца;

2. Плательщики страховых взносов ведут учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, которому осуществлялись выплаты;

3. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в государственные внебюджетные фонды;

4. По итогам каждого квартала плательщики предоставляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета:

До 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (февраль, май, август, ноябрь), - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган Пенсионного фонда и в фонды обязательного медицинского страхования;

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (январь, апрель, июль, октябрь), - в территориальные отделения Фонда социального страхования расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в этот фонд, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по этому виду страхования.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты (вознаграждения), превышает 25 чел., предоставляют указанные расчеты в электронной форме установленной формы с электронной цифровой подписью.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, не являющимися работодателями , определяются следующим образом:

2) Сумма страховых взносов исчисляется плательщиком отдельно в отношении взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

3) Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний было установлено Законом от 24 июля 1998 г. 125-ФЗ. Этот вид страхования предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, а также возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни физических лиц при выполнении ими обязанностей по трудовому договору.

Застрахованными лицами в данном виде страхования являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства):

Выполняющие работу на основании трудового договора;

Осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

Выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если это предусмотрено в договоре.

Страхователями , т.е. плательщиками взносов, определены: юридические лица; физические лица, привлекающие наемных работников на основании трудового договора или гражданско-правового договора, если это определено его условиями. Функции страховщика по данному виду страхования выполняются Фондом социального страхования РФ.

Объект обложения - это выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Стоимостное выражение этого объекта представляет базу обложения, которая определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.

Тарифы страхования отличаются по видам экономической деятельности и по классам профессионального риска. Их величина устанавливается в процентах к базе обложения и подлежит ежегодной корректировке.

Класс профессионального риска устанавливается Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. №713.

Исчисленные суммы страховых взносов перечисляются ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления на счет) средств на выплату заработной платы за истекший месяц , а в случае выплат на основе гражданско-правовых договоров срок устанавливается страховщиком. Страхователи осуществляют учет случаев производственного травматизма и профзаболеваний застрахованных и связанных с ними выплат. Если страхователь производил выплаты на обеспечение по страхованию, то исчисленная сумма страховых взносов уменьшается на данную величину.

Ежеквартально страхователь предоставляет страховщику отчетность о начисленных и уплаченных суммах взносов не позднее 20-го числа месяца на бумажном носителе и на электронном носителе не позднее 25-го числа , следующего за истекшим кварталом. А органам статистического учета страхователь предоставляет отчетность о производственном травматизме, профзаболеваниях и связанных с ними затратах.

Данные отчисления регламентируются Федеральным законом России «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ. Согласно данному Закону установлены следующие тарифы страховых отчислений:

1. В пенсионный фонд - 29 %:

    для работодателей-организаций - в размере 28 % выплат по всем основаниям, независимо от источников финансирования, за исключением выплат индивидуальным предпринимателям;

    для работников - 1 % от выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

    В фонд социального страхования - 5,4 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

    В фонд занятости населения - 1,5 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.

    В фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 % аналогичных выплат (из них 0,2 % в федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Налогооблагаемой базой по всем указанным взносам служит заработная плата, начисленная работникам предприятия.

Отчисления во внебюджетные фонды уплачиваются одновременно с получением в банке средств для выдачи зарплаты работникам.

Налоговые органы

В соответствии с Налоговым кодексом РФ право проводить налоговые проверки возложено на налоговые органы, к которым относятся центральный аппарат и территориальные подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. По запросу налоговых органов в проверках вправе принимать участие органы налоговой полиции.

В соответствии с Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1 и ст. 36 первой части Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции имеют право:

    проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции;

    беспрепятственно входить в любые производственные и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

    проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

    внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) при наличии достаточных оснований и в случаях, когда получение необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов иными способами невозможно.

Налогоплательщики имеют право потребовать от представителей налоговой полиции предъявления служебных удостоверений. Для представления сотрудникам налоговой полиции каких-либо внутренних документов, кроме бухгалтерской отчетности, являющейся по законодательству публичной, они обязаны предъявить предписание на осуществление соответствующих действий. Если речь идет о налоговой проверке, то это должно быть предписание на участие сотрудников налоговой полиции в проверке организации, подписанное руководителями соответствующего налогового органа и органа налоговой полиции. Если же речь идет о следственных действиях в связи со встречной проверкой какой-либо другой организации, должно быть предписание на осуществление соответствующих действий.

Если налоговые полицейские настаивают на изъятии документов фирмы, то и они, и представители фирмы должны руководствоваться ст. 94 Налогового кодекса РФ, в которой говорится, что сотрудники проверяющего органа обязаны предъявить мотивированное постановление об изъятии документов, подписанное руководителем проверяющего органа. Должен быть оформлен протокол изъятия документов, составленный в соответствии со ст. 99 Налогового кодекса РФ, к которому прилагается опись изъятых материалов. Необходимо помнить, что документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат (п. 5 ст. 94 Налогового кодекса).

Кроме того, согласно ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации при изъятии документов с них должны изготавливаться копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. В том случае, если невозможно изготовить и передать копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Срок возврата подлинников изъятых документов налогоплательщику законодательством не установлен. При этом указанный срок не должен превышать разумного срока, необходимого для производства по делу о налоговом правонарушении. Исключение составляют случаи передачи этих документов в правоохранительные органы для производства расследования по делам о преступлениях.

Самый эффективный способ избежать неприятных взаимоотношений с налоговой полицией - не допускать налоговых правонарушений.

Во-первых , нужно установить строгий порядок оплаты: наличные деньги должен принимать только кассир турфирмы в специально отведенном месте и только в рублях.

Во-вторых , необходимо четко и правильно оформлять все первичные документы (приходные кассовые ордера со сквозной нумерацией, путевки по форме ТУР-1 со сквозной нумерацией и др.).

В-третьих, необходимы жесткие должностные инструкции, запрещающие менеджерам фирмы принимать оплату от клиентов и устанавливающие персональную материальную ответственность за допущенные нарушения.

В-четвертых , вовремя платить налоги.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

Государственный фонд социального страхования;

Пенсионный фонд РФ;

Государственный фонд занятости;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

Юридические лица по российскому законодательству;

Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Граждане, использующие труд наемных работников;

Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);

Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

Сроки и порядок уплаты;

Ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

Все предприятия и предприниматели обязаны начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Тарифы таких платежей регулирует государство в зависимости от вида деятельности субъекта, его правовой формы, территориального расположения и других условий. Разберемся, как необходимо отчислять взносы в государственные внебюджетные фонды в 2018 году.

Что такое – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды?

Общее понятие страховых взносов (СВ) включает в себя три вида отчислений. Это суммы по обязательному пенсионному, медицинскому, социальному страхованию. Отдельно начисляются взносы по травматизму и профзаболеваниям (о них вы можете узнать в отдельной статье). Обязанность по исчислению и уплате таких платежей лежит на работодателях, включая предпринимателей с наемными сотрудниками. При ведении деятельности ИП самостоятельно, бизнесмен платит только фиксированные суммы «за себя» (подробнее в этом материале).

Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

С 01.01.17 г. законодательное регулирование страховых взносов осуществляется согласно главе 34 НК. Здесь определены в том числе и тарифы – основные (отдельно для 2017-2020 гг.), пониженные, дополнительные , а также для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 429 НК РФ). Поскольку теперь страховые взносы в государственные внебюджетные фонды курируются налоговыми инспекциями, уплата всех сумм, кроме травматизма, производится в ИФНС.

Общие тарифы СВ на 2018 г.:

  • Пенсионные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 22 %, сверх лимита – 10 %.
  • Медицинские платежи – лимиты не установлены: тариф единый – 5,1 %.
  • Социальные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 2,9 %, сверх лимита – не платятся.

Обратите внимание! Размер предельного лимита базы для пенсионных отчислений на 2018 г. равен 1 021 000 руб., для социальных – 815 000 руб. (постановление № 1378 от 15.11.17 г.). Определение величины базы производится по каждому сотруднику отдельно.

Как выполняются отчисления в государственные внебюджетные фонды

Чтобы бухгалтер правильно рассчитал и начислил в учете СВ, необходимо делать вычисления по каждому работнику отдельно. Такие расчеты выполняются ежемесячно, а для контроля предельных величин лимитов налогооблагаемая база рассчитывается нарастающим способом. Если у работодателя возникает право по применению уменьшенных (не льготных) процентных ставок, с суммы, превышающей лимит, необходимо отчислить на ОПС/ОСС не 22 %/2,9 %, а 10 %/0 % соответственно.

Выполненные отчисления в государственные внебюджетные фонды относятся на себестоимость производимой продукции. Проводки имеют запись по кредиту сч. 69 (с разбивкой по субсчетам видов страхования) и дебету затратных счетов – 20, 44, 25, 26, 23 и т.д. Группировка сч. 69 на субсчета второго и третьего порядка помогает отследить, по какому виду начислены СВ – социальному (69.1), медицинскому (69.3) или пенсионному (69.2) страхованию. Нормативный срок уплаты сумм установлен, как 15-ое число последующего за расчетным месяца (п. 3 стат. 431 НК РФ).