Новые индустриальные страны и обоснование их экономического взлета. Страны нис в мировой экономике Долговременный успех экономической модели НИС принесли эффективное использование цивилизованных ресурсов народов региона, отлаженное партнерство государства

Занимают важное место в мировой экономике, хотя еще совсем недавно их экономика была типичной для развивающихся.

Характеристика стран НИС

Их отличают сравнительно высокий уровень ВВП, распространение индустриальных форм производства, относительно развитая отраслевая экономическая структура, экспорт произведенных изделий, дешевизна На более высокий, чем в уровень зрелости поднялись рыночные отношения в этих государствах.

Новые индустриальные страны - это, прежде всего, некоторые государства Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, которые по многим показателям уже приблизились к высокоразвитым в экономическом отношении странам. У них существенно выросли объемы промышленного производства и доля промышленности в государственном национальном доходе. Значительно окрепла позиция класса предпринимателей.

К НИС также относятся такие как Сингапур, Гонконг (в составе Китая), Тайвань и Южная Корея. Важные позиции здесь занимает иностранный капитал, что благоприятно сказывается на обрабатывающей промышленности. По экспорту продукции в современном мире эти страны лидируют среди ряда развивающихся стран.

Наиболее развитые новые индустриальные страны мира - это Республика Корея, Мексика, Аргентина, Сингапур. Они настолько плотно приблизились к экономически что уже находятся приблизительно на одном уровне с государствами Европы, такими как Испания, Греция, Португалия.

От этих стран почти не отстают и другие государства Азии. К ним можно отнести Индонезию, Малайзию, Филиппины, Таиланд. Здесь наблюдается рост объемов промышленного производства, хотя еще значительная часть местного населения занята работами в сельском хозяйстве. Неуклонно растет экспорт продукции, а представители национального капитала уверенно укрепляют свои позиции. Новые индустриальные страны Азии совместно со странами Латинской Америки (Колумбия, Венесуэла, Перу, Чили, Уругвай) иногда называют относящимися ко второму поколению стран НИСа.

Новые индустриальные страны в мировой экономике, причины быстрого темпа роста экономического развития

Сущностью феномена НИС является то, что многие из развивающихся государств, преодолевают аграрно-сырьевую специализацию экономики, формируя промышленный комплекс, отлаживая модель хозяйства открытого типа, которое может приспособиться к международным экономическим рынкам. Новые индустриальные страны, такие как Сингапур, Гонконг, Тайвань и государство Южная Корея, являются ядром НИС. Примером такого успешного действия перестройки в этих государствах служит освоение новых электронных технологий. Для осуществления этой деятельности возникла потребность в инженерных кадрах, квалифицированной рабочей силе, способной к постоянному переобучению, и отлаженном конкурентном механизме в современном экономическом секторе. К концу 80-го года "четыре дракона" уже были международными экспортерами товаров электронной техники.

Фундаментальным условием успеха НИС в экономике явилась динамичная сбалансированность спроса на квалифицированных рабочих, поэтому создавались институты, способные реализовать эту задачу и выявлять приоритетные направления подготовки специалистов. Оснащенность высококвалифицированными кадрами представляет собой важный фактор высокой производительности труда в этих государствах. Новые индустриальные страны Азии практически лишены отраслей хозяйства, где бы не был задействован иностранный капитал. Экспорт капитала в НИС Азии осуществляется по-разному: в виде ссуды, прямых инвестиций или передачи новых технологий. НИС Азии на своем опыте показали, что сохранение этнокультурных, философских, исторических корней общества играют немаловажную роль в создании условий, благоприятных для проведения реальных структурных изменений и общественной перестройки.

«Новые индустриальные страны» (НИС) возникли в результате п роцессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Эти процессы протекают во всех подсистемах мировой экономики и в развивающихся странах.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН (Организации Объединенных Наций):

  1. размер ВВП на душу населения;
  2. среднегодовые темпы его прироста;
  3. удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20 %);
  4. объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
  5. объем прямых инвестиций за рубежом.
По некоторым показателям НИС превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом составляли более 5 % в год, в то время как в европейских странах – 2 % Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли.

Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 1960-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли, в Латинской Америке – в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию. Обычно НИС подразделяют на четыре поколения:

  1. Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Мексика;
  2. Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;
  3. Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  4. Филиппины, Китай.

В XXI в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу Азиатско-Тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США , Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, республика Корея и др. Основными целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий:

  1. во взаимной торговле;
  2. придвижении капитала.

В связи с тем что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 г. – для развитых стран, до 2020 г. – для развивающихся стран.

АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще три страны: Вьетнам, Перу, Россия.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Мировая экономика

На тему: Экономика новых индустриальных стран, их место и роль в мировой экономике

Выполнил: Студент 2 курса Рахимова Лидия Рустамовна

Ташкент , 200 9

Введение

Новые индустриальные страны (НИС) -- группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой экономики, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

В последнее время, все большее и большее внимание людей привлекают новые индустриальные страны (НИС). За последние двадцать лет в этих странах произошел такой «взрыв» в экономическом развитии, что им можно позавидовать. Новые индустриальные страны из развивающихся стран превратились в экономически развитые и, наряду с США, Японией и Европейским союзом, соперничают за право лидерства на мировом рынке. В этих странах увеличилась доля грамотных людей, образование стало бесплатным и общедоступным. Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет около 15000$, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%. Исходя из всего этого, можно заключить, что быстрое экономическое развитие стран НИС беспокоит многие страны, и вопрос об этом является актуальным на сегодняшний день.

Использование положительного опыта новых индустриальных стран, осуществивших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для ускоренного формирования новой модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированное на глубокое и комплексное сотрудничество в производстве, науке и технике.

Долговременный успех экономической модели НИС принесли эффективное использование цивилизованных ресурсов народов региона, отлаженное партнерство государства и бизнеса, грамотно расставленные экономические приоритеты, ориентация на экспорт в развитые страны.

Нов ые индустриальные страны (НИС)

капитал промышленный экономический индустриальный

Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.

Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Обычно НИС подразделяют на 4 поколения.

К первому относят:

· Республику Корею

· Тайвань

· Сингапур

· Гонконг

· Аргентину

· Бразилию

· Мексику

ко второму:

· Малайзию

· Таиланд

к третьему:

· Индонезию

к четвертому:

· Филиппины

· южные провинции Китая и т.д.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:

Ш размер ВВП на душу населения

Ш среднегодовые темпы его прироста

Ш удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%)

Ш объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе

Ш объем прямых инвестиций за рубежом

Характер экономики НИС

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), также и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Еще быстрее развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС стали крупнейшими экспортерами обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал. Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран. Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом, образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

В отличие от большинства развивающихся стран, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас, по уровню и характеру экономического развития, некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.

Теория «стаи летящих гусей»

Первым данную теорию выдвинул Канаме Акамацу. Согласно этой доктрине, страны постепенно движутся к технологическому развитию, следуя примеру стран, находящихся непосредственно перед ними в процессе развития. Целью этой политики также является индустриализация экономики. Однако она достигается не путем замещения импорта отечественным производством при помощи внешнеторговых ограничений и дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны. В какой-то мере модель "летящих гусей" можно рассматривать как естественный результат воздействия рыночных сил: экономики с избытком рабочих рук и нехваткой капитала на международном рынке становятся конкурентоспособны в трудоемких секторах. Но по мере того как сбережения и образование создают резерв капитала и квалифицированной рабочей силы, вырастают более капиталоемкие и требующие более высокой квалификации секторы промышленности, а следовательно, повышается уровень конкурентоспособности всей экономики.

В сравнении трех моделей развития есть одно достаточно любопытное обстоятельство. Если определяющим институтом для доктрины "большого скачка" являлась государственная собственность в промышленности, а для доктрины "замены импорта" - частная собственность, опирающаяся на протекционизм, то для модели "летящих гусей" необходима экспортная платформа. Идея экспортной платформы состоит в том, чтобы создать в экономике анклав, открытый для иностранных инвесторов и интегрированный в глобальную экономику, свободный от проблем инфраструктуры, безопасности, господства закона и торговой политики, которые обременяют остальную экономику. В странах Азии было создано несколько вариантов такой экспортной платформы, включая экспортно-промышленные зоны, таможенное хранение, специальные экономические зоны и систему возврата таможенных пошлин. И правительства поддерживали эти институты макроэкономической политикой, стимулируя экспорт трудоемкой продукции, особенно с помощью соответствующих обменных курсов.

Однако и данная модель не лишена своих негативных сторон. Глобализация экономической жизни, жесткие правила мирового разделения труда, ограниченность рынков сбыта, стремление получать наибольшую прибыль за счет экспорта высокотехнологичной продукции и перенасыщение этой продукцией рынков сбыта, естественная конкуренция стран-экспортеров - вот неполный перечень причин, ограничивающих абсолютную ценность данной модели. До тех пор пока экономика и финансовая сфера стран "догоняющего развития" оставались относительно закрытыми, а национальная валюта не являлась свободно конвертируемой, перепады на мировом рынке не оказывали существенного влияния на эти страны. Как только произошло открытие экономики, а национальная валюта оказалась "привязанной" к твердым валютам развитых стран, так национальный рынок попал под воздействие конъюнктуры мирового рынка. С учетом же того обстоятельства, что в качестве основы "догоняющего развития" принимается стратегия экспортной ориентации, зависимость от основных мировых рынков - США, Японии и Европейского союза - становится еще более значительной, поскольку замедление темпов экономического развития в этих странах и необходимость противодействия потенциальным конкурентам затрудняют сохранение высокого уровня экспорта для них. Данные ограничители объективны, но это не означает, что они непреодолимы.

Пути преодоления кризиса

Как показал кризис 1997-1998 годов и особенно последующие события, связанные с преодолением последствий этого кризиса, основные его причины лежали не в экономике, а в политической сфере. В большинстве стран Азии власть закона остается слабой. Сильные центральные правительства не контролируют мощную и политизированную бюрократию, которая может игнорировать местные интересы, судебную систему и даже права частной собственности. Корпоративные и личные интересы в большинстве случаев превалировали над интересами государства, что в конечном итоге и привело к "финансовому перегреву".

Особенности функционирования "системы чеболов" в Южной Корее, корпоративные интересы "клана Сухарто" в Индонезии, государственный протекционизм и попустительство по отношению к нескольким крупным финансово-промышленным группам в Японии - вот далеко не полный перечень составляющих, которые и привели к кризису.

Там, где достаточно быстро пришло осознание всех этих проблем, кризисное состояние экономики удалось быстро преодолеть. Там же, где попытались лишь слегка "подкрасить фасад" политических отношений в обществе, кризис продолжается до настоящего времени. Но уже сам факт возможности преодоления кризиса говорит в пользу того, что стратегия экономического развития была выбрана верно.

Не менее существенно и то обстоятельство, что некоторым странам удалось вообще избежать финансового кризиса. Ярчайший пример - Тайвань. Залог успеха Тайваня - реализация комбинированной стратегии наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства. Взяв на вооружение стратегию "летящих гусей", Тайвань несколько модернизировал ее с учетом имеющегося потенциала и факта конкуренции на мировом рынке. Стратегия, которая реализуется на Тайване, получила название "экспортоориентированное импортозамещение". И именно она позволила Тайваню избежать тупиков как стратегии "летящих гусей", так и "импортозамещения", одновременно используя преимущества и той и другой. Результат превзошел все ожидания. Если в КНР и Индии за счет экспорторасширения обеспечивается 5-8% прироста ВВП, в Таиланде - 14-16%, в Южной Корее - 42-45%, то на Тайване расширение внутреннего спроса обеспечивает 43-45%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия) - 55-57% прироста ВВП.

Вторая составляющая успеха Тайваня заключается в том, что, в отличие от остальных "азиатских тигров", еще в 70-е годы превратившись в чистого экспортера капитала (его размеры во второй половине 1990-х годов были эквивалентны 4-5% ВВП, а валютные резервы достигли в конце 1999-го 103,5 млрд. долл.), Тайвань достаточно жестко контролировал свою инвестиционную экспансию и, проводя курс на весьма взвешенную, постепенную финансовую либерализацию, не допустил сколько-нибудь значительного притока "горячих денег", разрушивших экономику ряда азиатских стран и стран с переходной экономикой.

Заключение

Подведем итог всему вышесказанному.

Для начала попробуем выявить общие черты НИС:

Демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

Ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

Экспортоориентированная экономика;

Активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

Образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

Большое внимание уделяется образованию;

Использование высоких технологий;

Привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

Главная визитная карточка -- производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

"Летящие гуси"- образное сравнение экономического развития стран Южной и Юго-Восточной Азии, которое строится на предположении, что лидером является Япония, второй ряд гусей образуют новые индустриальные страны Азии (Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань). Третий ряд- четыре страны-члены АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Тайланд). Четвертый ряд- Китай и Вьетнам (в последнее время ожидается присоединение в этому ряду Индии и Пакистана).

И все же Япония постепенно утрачивает роль "ведущего гуся". Прежде всего это проявляется в том, что новые индустриальные страны ЮВА как импортеры товаров приобретают гораздо большее значение для менее развитых стран, чем Япония. Особую роль также начинает играть Китай, претендующий на лидерство в регионе. Кроме того, существуют серьезные проблемы в самой "летящей стае", в том числе растущая конкуренция Японии со стороны других азиатских стран.

Список литературы

Www.shpori4all.narod.ru

Деловое обозрение «Республика: www.respublika.kz

Www.shpori4all.narod.ru

И.А.Лиман «Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения»

- "Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг." под научным руководством академика РАН Р. Энтова, ИЭППП, 1998. www.online.ru

Www.finport.net

Www.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Свободные экономические зоны ЮВА. Причины финансового кризиса 1997-1998гг. и методы борьбы с ним. Рассмотрение особенностей экономического роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Ознакомление с понятием, причинами возникновения и моделями развития новых индустриальных стран. Оценка современного состояния экономики латиноамериканского региона, его отличительные особенности. Определение взаимосвязи стран Латинской Америки и России.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Новоиндустриальные страны и новоиндустриальная эволюция. Роль НИС в мировой торговле. НИС в мировых инвестиционных процессах. Сравнительный анализ развития новых индустриальных стран Восточной Азии и Латинской Америки.

    реферат , добавлен 12.09.2006

    Понятие, сущность, основные черты и классификация новых индустриальных стран. Анализ экономики стран – "драконов", "тигров", латиноамериканских стран. Характеристика стран БРИКС. Неоиндустриализация Российской Федерации, место России в мировой экономике.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Ознакомление с динамикой развития промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, структурой ВВП и внешней торговлей новых индустриальных стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Уругвая, Малайзии, Таиланда, Индии, Туниса, Индонезии, Филлипин и Китая.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2010

    Обзор группы новых индустриальных стран. Стратегические средства ликвидации их экономической отсталости. Импортозамещающая и экспортно-ориентированная модели догоняющего развития. Уровень развития экономики новоиндустриальных стран на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Причины выделения новых индустриальных стран Азии из остального развивающегося мира: демократические и политические преобразования, предоставленые гарантии инвесторам, трудолюбие местных жителей. Социально-экономические показатели стран "первой волны".

    творческая работа , добавлен 10.11.2014

    Понятия, классификации, проблемы новых индустриальных стран Азии. Общая характеристика стран четырех "драконов". Политическое, экономическое и социальное развитие Республики Кореи. Возможность применения Российской Федерацией опыта Южной Кореи.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Интеграционные процессы в мировой экономике. Последствия Азиатского финансового кризиса. Особенности создания Таможенного Союза. Современное положение Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Проблемы и возможность создания Экономического Сообщества.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2013

    Цели Научно-Технического потенциала в современной экономике. Основные направления развития экономики стран восточной Азии. Развитие трехсторонней интеграции в Северо-Восточной Азии. Работа по созданию зон свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН.

Анализ показателей экономического роста Новых индустриальных стран за последние десятилетия свидетельствует о том, что проводимая ими политика является очень результативной. По таким показателям как ВВП, ВВП на душу населения, объем экспорта НИС первой волны уже опережают некоторые развитые постиндустриальные страны мира. Именно по этим показателям делают выводы о развитии экономики страны все крупнейшие исследовательские центры мира, такие как МВФ, CIA. На основе данных, полученных из авторитетных официальных источников, мы провели анализ динамики основных показателей.

Валовой внутренний продукт (ВВП) -- это совокупная ценность всех конечных товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства резидентами данной страны, выраженная в ценах конечного покупателя. В ВВП включаются результаты деятельности всех предприятий, организаций, учреждений и других единиц, которые функционируют на экономической территории данной страны.

ВВП - это один из ключевых количественных показателей экономического развития, для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности страны за тот или иной период времени (обычно за год). Учет данных ВВП в наиболее общих чертах позволяет оценить динамику темпов экономического роста и определить уровень развития экономики в целом. Особенно информативным для изучения является анализ ВВП с точки зрения его характеристик общей рыночной стоимости полного объёма конечного производства, включая производство товаров и услуг, созданных в географических пределах данной страны в течение года. Особенно важно, как отмечают специалисты по экономической истории - это возможность учета данных производственных показателей независимо от национальной принадлежности ресурсов, используемых в производстве. Часто ВВП рассматривается в качестве показателя уровня жизни населения.

Исходя из данных Central Intelligente Agency, была составлена таблица по странам НИС.

Таблица 2 «Основные экономические показатели стран НИС за 2016 год»

Сингапур имеет самую высокую плотность населения, самый высокий показатель ВВП на душу населения, считается страной с одним из высочайших уровней жизни. Южная Корея имеет не высокую плотность населения, в главе о формировании социального уклада мы рассматривали вопрос проживания населения в многоэтажных домах в Сингапуре и Гонконге или отдельно стоящих комфортных жилищах в Южной Корее (за исключением Сеула).

ВВП на душу населения - это мера общего объема производства страны, которая включает в себя объем валового внутреннего продукта (ВВП), деленный на количество людей в стране. ВВП на душу населения особенно полезен при сравнении стран, потому что он показывает относительную производительность. Рост ВВП на душу населения сигнализирует присутствие экономического роста, а также рост производительности труда.

Из данных статистического отчета World Economic Outlook Database, опубликованного в апреле 2016 г. были взяты следующие показатели:

Таблица 3. «Показатель ВВП на душу населения за 2015 год» 66

населения

Люксембург

Швейцария

Норвегия

Сингапур

Сингапур на протяжении нескольких лет входит в десять первых стран по показателю ВВП на душу населения, именно поэтому эта страна из НИС выделяется высоким уровнем жизни населения. Ранее мы рассматривали вопрос о том, как правительство Сингапура заботится о своих гражданах, какая социальная политика проводится государством. Все страны НИС за короткий промежуток времени смогли увеличить свой ВВП в сотни раз и по этому показателю выйти на один уровень с развитыми капиталистическими странами. Для примера мы вставили данные ВВП на душу населения в США и России.

Ранее мы рассмотрели основные этапы экономической и промышленной модернизации в странах НИС. Институт экономики и права Ивана Кушнира собрал экономические данные за все годы по странам всего мира, мы использовали этот источник и исходя из данных сумме ВВП по годам составили график по странам НИС.

График показывает, что с 1980-х годов наметился резкий рост ВВП во всех странах НИС, это связано с политикой наращивания экспортного потенциала и последующего перехода на наукоемкое производство. Так же в этот период увеличивалось население стран, что в сумме с эффективной экономической стратегией давало высокие показатели суммы ВВП.

На всех этапах экономического развития в НИС обеспечивались высокие темпы роста ВВП. В 70-е годы среднегодовой темп прироста равнялся 8,7%, в 80-е -- 10, в 90-е -- 10,4; в начале 21 века -- 7,6%. Благодаря высоким темпам прироста валового продукта, реальный доход на душу населения удваивался каждые 10--12 лет.

Таблица 3 «Темпы роста ВВП (%)»

Южная Корея и Сингапур имеют самые высокие показатели прироста ВВП, это связано с постоянной модернизацией промышленности и экономики и высокой конкурентоспособностью продукции этих стран. Сингапур за счет расширения сферы услуг обеспечивает стабильный ежегодный прирост ВВП. Увеличение этих показателей напрямую связано с экспортом. С 1980 по 2002 год удельный вес экспорта в ВВП в странах НИС увеличился с 11.7 до 26.0%.

С конца 70-х годов XX в. до настоящего времени наиболее динамично в азиатских НИС развиваются электронная и электротехническая промышленность, металлообрабатывающая, автомобильная, химическая, авиационная и аэрокосмическая, коммуникационные средства. В этих отраслях промышленности Новые индустриальные страны заняли ведущие места в мире. Ведущей статьей экспорта НИС является продукция обрабатывающей промышленности. В экспорте отдельных НИС сохраняется и значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис, кукуруза, кофе). Так же экспортируется одежда, обувь, текстиль. Если рассматривать специализацию каждой из стран, то можно выделить основные направления экспортной производства. Для Гонконга характерен экспорт легкой промышленности, одежды, часов. Тайвань является экспортером электроники, легкой промышленности, строительной индустрии, производит и перерабатывает сельскохозяйственную продукцию. В Южной Корее развито машиностроение, приборостроение, химическая и радиотехническая промышленность. Сингапур производит компьютеры и электронное телекоммуникационное оборудования;

Постепенно происходит переориентация с выпуска потребительской продукции на высокотехнологичные товары и их компоненты промышленного назначения. Однако экспортная направленность производимой продукции сохраняется.

Промышленность

Сингапур

Торговля 29,1

Услуги; 54,6

Другое; 13,15

Южная Корея

Услуги; 32,1

Промышленность; 36,1

Сельское хозяйство; 1,8

График 2 «Структура экспорта стран НИС за 2013 год»

Рост доли услуг в ВВП свидетельствует о постиндустриальной стадии развития стран.

Сектор услуг составляет основу экономики Гонконга. В целом в торговле, обслуживании туристов, гостинично-ресторанном деле, операциях с недвижимостью, области финансов и страхования, сфере коммунальных и социальных услуг занято порядка 80% населения. В Гонконге размещены штаб-квартиры многих транснациональных корпораций Азии.

Функционируют порядка 100 лицензированных банков, банков с ограниченной лицензией, депозитных и страховых компаний. Валютный рынок Гонконга один из крупнейших в Азии, как и в Сингапуре. Одна из самых развитых сфер услуг в Гонконге - туристическая индустрия, ежегодно территорию посещают около 10 млн. туристов.

В последние десятилетия экономическая стратегия Сингапура была направлена на развитие информационной инфраструктуры с целью превращения его в главный региональный центр обращения и обработки информации. Капиталистические страны финансируют более 300 программ на базе НИОКР Сингапура.

Сингапур является важным центром финансовой деятельности, маркетинга и сферы услуг. Здесь находятся отделения более чем 3000 транснациональных корпораций. Сингапур относится к семерке крупнейших оффшорных центров мира. Премьер-министр Ли Куан Ю во время своего правления принял важное решение о становлении Сингапура как «азиатского Цюриха», в настоящее время Сингапурская валютная биржа по ежегодному обороту превосходит многие страны. Его фондовая биржа обслуживает всю Юго-Восточную Азию. Еще одна очень перспективная сфера деятельности - международный туризм, ежегодно Сингапур посещают 7-8 млн. туристов.

Важнейшими отраслями сферы услуг в Южной Корее являются кредитно-финансовая деятельность и страховое дело, оптовая и розничная торговля, общественное питание, гостиничное дело и бытовые услуги, опера- ции с недвижимостью, а также транспорт и связь. Быстрыми темпами разви- вается информационная инфраструктура. Ежегодно страну посещает примерно 6,5 млн. туристов.

В Тайване в структуре ВВП почти 80% занимают услуги и промышленность. Основные виды промышленной продукции: интегральные микросхемы, жидкокристаллические индикаторные панели, другие полупроводниковые и электронные компоненты, точные приборы, электрооборудование,станки,текстиль,автомобили,транспортное оборудование, пластмассы и другие продукты нефтехимии, чугун и сталь.

Начиная с середины 1970-х годов сфера услуг Тайваня пережила настоящий бум. В короткие сроки произошел переход от предоставления небольших по масштабам частных услуг (рестораны и магазины) к интегрированным крупномасштабным персональным (универмаги и гостиницы) и коммерческим (финансы и коммуникации) услугам. Но большинство фирм, ведущих свой бизнес в сфере услуг, остаются небольшими семейными предприятиями. По-видимому это обуславливает тт факт, что туристический бизнес не имеет столь большого значения в Тайване. Ежегодно остров посещают всего 2,5 млн. человек.

Вышеприведенные графики показывают, что экономика стран НИС последнее время базируется на услугах и развитой промышленности. Развитие услуг свидетельствует о том, что экономика гибкая и отвечает требованием современного мира. Часть исследователей считают, что страны НИС перешли в постиндустриальную стадию развития.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что по основным экономическим показателям страны НИС занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах крупных исследовательских центров. Это говорит о том, что модель их развития является эффективной.

Темпы экономического роста имеют высокие показатели, за счет того что в структуре ВВП сочетаются услуги и промышленность в равном объеме. Основнойпричинойростаэкономикисталогосударственное регулирование экономики в период модернизации стран. Для азиатских НИС характерна плановая экономика. Правительство постоянно составляет и корректирует планы развития. Составляются мотивационные общегосударственные схемы.Впоследниедесятилетиягосударство ослабляет свое влияние на экономику, но основные механизмы рыночной экономики уже эффективно функционируют.

Для того чтобы занять место на мировом рынке продукция стран НИС постоянно совершенствуется. Этому способствуют большие вклады в развитие науки и НИОКР. Южная Корея занимает лидирующие позиции по вкладу в развитие науки, порядка 5% бюджета.

Выгодное географическое положение и ускоренные темпы развития позволили странам НИС расширить сектор услуг: финансовые, банковские, транспортные, портовые, туристические, деловые и пр. В настоящее время сфера услуг занимает около половины в сумме всего ВВП.

Предпосылки и закономерности выделения группы новых индустриальных стран в мировой экономике. Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в экономике.

Внешнеэкономическая политика стран НИС.

Лекционный материал.

Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако, большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий - "новых индустриальных стран" (НИС), или "новых индустриальных экономик" (НИЭ). К этим странам принято относить, прежде всего, Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур - четыре "азиатских тигра", а также Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины, Мексику, Бразилию, Аргентину.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В 80-х годах влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой торговли ощутимо возросло. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС и на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству.

Основной прирост мирового экспорта обеспечивается за счет динамического увеличения вывоза товаров из НИС, особенно азиатского региона.

Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая промышленность. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его. В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.

Опережающими темпами развиваются внешнеэкономические связи, что привело к росту значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти 1/2 всего вывоза из развивающихся государств.

Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь, одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий, НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.

Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке отличает высокая конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря эффективному использованию передовой техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства, что привело к значительному повышению производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС, прежде всего, связана с низкими издержками производства, дающими возможность использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал.

Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран.

Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом, образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика.

Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурно промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей, второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития. В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.

Динамика экономического роста и изменения в структуре экономики стран НИС.

Экономика стран НИС характеризуется следующими направлениями: неуклонный рост промышленного производства, особенно обрабатывающих и других отраслей промышленности, ориентированных на наукоемкую экспортную продукцию, имеющую достаточный спрос на внешних рынках, открытость экономик, довольно продуктивные аграрные реформы, хорошая осведомленность о конъюнктуре мировых рынков и о потребностях своих деловых партнеров, меры по импортозамещению, неуклонное развитие национального образования, ориентированного на подготовку местных кадров и целый ряд других факторов

Показатели развития Новых Индустриальных Стран:

Основными тенденциями структурных преобразований в Новых Индустриальных Странах являются: сокращение доли сельского хозяйства в ВВП и его одновременная модернизация, диверсификация обрабатывающей промышленности, появление новых отраслей, повышение науко- и капиталоемкости производства.

Сдвиги между отдельными секторами экономики происходят параллельно с изменениями внутри секторов в сторону более сложных технологий, требующих высокой квалификации рабочей силы. Так, Тайвань в немалой степени благодаря экспортоориентации стал первым среди новых индустриальных стран нетто-экспортером капитала.

Проблема, с которой все больше сталкиваются новые индустриальные страны, -соотношение структурных преобразований с либерализацией в области финансов, внешней торговли, инвестиций.

Особое место занимает проблема "человеческого капитала". Современное осознание этого повлияло, например, на политику Тайваня в области образования. На цели развития образования, науки, и культуры идет от 15 до 20% всех государственных расходов страны, или 3-5% ВНП. По охвату населения начальным и средним образованием Тайвань сравнялся с развитыми странами, а по уровню высшего образования относится к лидерам развивающегося мира.

Масштабы участия государства в организации и управлении производством, так же как и обоснование необходимости госсектора в 50-90-е гг., изменились в азиатских странах в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. В одних государствах изначально большая роль госсектора постепенно сокращалась, в других, наоборот, незначительный вклад государственных предприятий в производство со временем возрастал.

Например, на Тайване в начале индустриализации доля госсектора в промышленности составила почти 5 7%. Однако уже в первой половине 50-х гг. государство начало передавать в частную собственность такие крупные образования как корпорации по производству цемента, угля, бумаги, корпорации в сельском хозяйстве и лесной промышленности. Поскольку у частных предпринимателей почти всегда не хватало капиталов, доходность приватизированных предприятий была низкой, и государство испытывало трудности с поиском покупателей. В течение последующих 20 лет быстрый рост частного сектора привел к существенному сокращению доли государственных предприятий - до 30% в 1972 г. В результате осуществления "седьмого плана" (1976-1981 гг.) на Тайване произошел небольшой рост доли госсектора за счет создания нового сталелитейного завода, главного тайванского порта в г. Каочун, нефтехимических производств. В 80-е годы вновь ускорилось развитие частного сектора.

Примером обратной тенденции может служить рубеж 70-80-х гг. на Филиппинах, где за десять лет число государственных предприятий возросло почти в 10 раз в основном путем приобретения активов убыточных предприятий. В настоящее время в государственном секторе Филиппин в основном сосредоточены добыча угля, судостроение, производство стали, текстиля, бумаги, сахара, строительство, гостиничное дело.

В Сингапуре государственный сектор вырос со 180 предприятий в 1974 г. до 450 в 1983 г. На этих предприятиях занято 5% рабочей силы. Такие предприятия доминируют в воздушном и морском транспорте, коммунальных услугах, жилищном строительстве. Особенностью Сингапура является высокая доля средств государственных предприятий в валовых сбережениях.

Значительные изменения потерпел госсектор Индонезии, где в 1957 г. было всего два предприятия государственного сектора: цементный завод и прядильная фабрика.

До середины 60-х гг. были национализированы голландские предприятия, появились новые государственные предприятия в тяжелой промышленности.

Кризисные явления не только в Индонезии, но и в других азиатских странах показали, что государственный сектор все больше требовал влияния финансовых ресурсов в форме привлечения заемных средств непосредственно от государства или под его гарантии. Все это заставило правительства многих стран региона критически пересмотреть не только роль государственного сектора, но и целесообразность сохранения созданных в его рамках отраслей. Центр тяжести государственного вмешательства сместился в сторону участия в структурной перестройке, перепрофилировании, санации и ликвидации избыточных мощностей предприятий, утративших свои сравнительные преимущества в конкуренции.

Интересный подход был разработан в 80- начале 90-х гг. в Республике Корея, когда там впервые пришлось столкнуться с необходимостью свертыванию в некоторых отраслях избыточных производственных мощностей. Для этого создавались так называемые депрессивные картели (в электротехнической промышленности, в производстве минеральных удобрений и некоторых других отраслях). Картели при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении выпуска и сохранении на предприятиях только самых эффективных подразделений, о продаже или перепрофилировании избыточных мощностей. Финансирование деятельности депрессивных картелей производили коммерческие банки под гарантии правительства. При ликвидации избыточных мощностей источником новых рабочих мест для уволенного персонала оказался малый бизнес.

Развитие малого бизнеса стало системообразующим фактором рыночной экономики в странах региона. К этому сектору здесь относят малые и средние предприятия с численностью занятых не более 100 человек.

В специфических условиях Тайваня к малым и средним предприятиям относят ремесленные предприятия и предприятия обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, собственный капитал которых не превышает 40 млн., а совокупные активы -120млн. тайваньских долл.

Активную политику поощрения развития малого бизнеса тайваньское государство начало проводить с середины 60-х гг. Это было связано с общим курсом на рост тайваньского экспорта. На протяжении всего периода 60-90-х гг. удельный вес малых и средних предприятий был почти на уровне 98%, а иногда поднимался до 99% от общего объема ВВП.

Примерно около 60% экспорта промышленной продукции на Тайване осуществляется малыми и средними предприятиями, которые получают от экспорта около 70% своей выручки.

Секрет высокой рентабельности экспортоориентированных малых и средних предприятий Тайваня кроется в их способности проводить гибкую рыночную политику, своевременно адаптироваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, сотрудничать с посредническими компаниями и зарубежными импортерами.

Среди мер государственного содействия малому бизнесу на Тайване особого внимания заслуживают меры помощи начинающим молодым бизнесменам. Создана специальная молодежная комиссия. В ее задачу входит организация содействия молодым людям при основании ими малого бизнеса в сфере производства или торговли, например техническая и руководящая помощь, помощь в получении дешевых кредитов, подготовка специалистов по менеджменту. Эффективными оказываются и такие формы государственной помощи мелкому бизнесу как слияние нерентабельных мелких предприятий.

Несомненный интерес представляет функционирующая на Тайване система предоставления малым и средним предприятиям финансовой помощи. Так, Банк малого бизнеса, основанный в 1976 г., к исходу 80-х гг. стал основным кредитором (почти 80% общей суммы кредитов) тайваньских мелких и средних предприятий. На весьма льготных условиях они получают кредиты для приобретения земельных участков и производственных помещений, специальные кредиты на создание экологически чистых производств и кредиты начинающим бизнесменам.

Наряду с огромным и своеобразным миром малых и средних предприятий одновременно и параллельно продолжает развиваться крупное производство.

Эволюция крупных предприятий показательна в республике Южная Корея.

Особенностью стран региона является участие государства в формировании социально-экономической структуры промышленности, поддержка не только мелких и средних фирм, но и предприятий, возникающих в крупномасштабном секторе экономики. При этом политика поощрения крупных предприятий, например в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах путем предоставления государственных кредитов, тарифных скидок, лицензирования импорта нередко мешает выходу на рынок новых мелких и средних предприятий.

Начавшаяся в мире на рубеже 70-80-х гг. волна де регулирования не могла не затронуть и регион Юго-Восточной Азии.

В частности, это нашло отражение в сокращении и изменении характера государственного вмешательства в экономику, развертывании программ приватизации предприятий госсектора.

В азиатских странах в процессе приватизации применяется целый ряд льгот и приемов, например, платежи в рассрочку, налоговые скидки, льготное кредитование частных инвесторов, обмен долговых обязательств государственных предприятий на долю в акционерном капитале, разрешение не банковским учреждениям вкладывать средства в акции государственных предприятий, создание государственных холдингов и взаимных инвестиционных фондов, уменьшающих риск инвестиций за счет диверсификации портфеля, использование кредитов Азиатского банка развития и др.

Немаловажное значение имеет гибкость политики привлечения иностранного капитала к участию в приватизации. Например, в Малайзии выявилось, что было невыгодным напрямую ограничивать приобретение иностранными инвесторами контрольного пакета акций приватизированных предприятий, и признано более продуктивным разрешать покупку контрольного пакета акций тех компаний, которые работают на экспорт, используя передовую технологию.