Итрп:бюджетирование и финансы. Бюджетирование в упп для совсем, совсем начинающих - цели и возможности 1с упп бюджетирование схема

Решение "ИТРП:Бюджетирование и финансы" – это дополнение к типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия 8", предназначено для создания автоматизированной системы финансового планирования и бюджетирования

В текущих кризисных условиях точное и оперативное планирование финансового состояния предприятия и управление денежными средствами приобретает особо важное значение. Предлагаемое решение позволяет быстро и с небольшими затратами внедрить функционал бюджетирования на предприятиях, уже использующим продукт "1С:Бухгалтерия предприятия 8" для ведения бухгалтерского учета. Функциональность решения описана ниже.

По возможностям продукт представляет собой значительно расширенную функциональность подсистемы "Бюджетирования" продукта "1С:УПП", и является конструктором с широчайшими возможностями настройки ведения управленческого учета и финансового планирования. В частности, упрощена настройка связи с фактическими данными, добавлена возможность использования произвольной аналитики бюджетирования, реализована мощная система формирования управленческой отчетности и бюджетных форм. Функционал управленческой отчетности позволяет разрабатывать сложные отчеты с фиксированной и динамической структурой (по данным подсистем бухгалтерии и бюджетирования) без использования режима конфигуратора!

Решение полностью интегрируется с конфигурацией "1С:Бухгалтерия 8" на уровне НСИ и документов, путем сравнения и объединения конфигураций.

Предлагаемое решение представляет собой адаптированную для "1С: Бухгалтерия 8" подсистему бюджетирования из нашего продукта ERP-класса "ИТРП:Процессное производство 8".

Количество пользователей не ограничивается лицензиями (продукт не лицензируется).

Функциональность продукта "ИТРП: Бюджетирование и финансы"

Бюджетирование по любому количеству фирм - бизнес-единиц (организаций).

Бюджетирование по любому количеству сценариев.

Гибкая система-конструктор, формирование произвольных бюджетов, настройка иерархических зависимостей показателей.

Архитектура:

o Прогнозный баланс (Российский план счетов по умолчанию).
o Плановые обороты показателей в разрезе аналитики.
o Настройка иерархической взаимозависимости показателей.
o Настройка шаблонов проводок для показателей.

Бюджетирование по "Показателям деятельности". Показатели детализируются произвольно настраиваемой аналитикой (любыми справочниками учетной системы), в т.ч. отдельными справочниками "Статьи движения денежных средств (ДДС)", "Статьи бюджета доходов и расходов (БДР)". Не требуется отдельная настройка источников данных для каждого показателя (показатель – аналог статьи оборотов в УПП).

Отдельные измерения бюджетирования – ЦФО и Проекты.

Произвольная аналитика бюджетирования, 5 субконто на плане счетов "Бюджетирование".

Возможность использования произвольных классификаторов - аналитики бюджетирования, увязка позиций классификатора с позициями ключевых справочников системы (Статьями затрат, Прочие доходы и расходы и т.д.).

Хранение документов фактических хозяйственных операций (ссылок) из учетной подсистемы в проводках и оборотах подсистемы бюджетирования по пустому сценарию. Анализ фактических показателей в разрезе первоисточников – документов хозопераций.

Матричные, гибко настраиваемые формы ввода бюджетов (аналогичные Excel) через документ. Например, по строкам – аналитика, по колонкам – периоды. В ячейках – вводятся значения показателей.

Контроль бюджетов по целевым значениям и по лимитам, оперативно при вводе документов (бюджетных операций и Заявок на расход ДС) и через отчеты.

Расчеты по моделям, хранение моделей как отдельной настройки и автопересчет всех документов моделей при изменении модели.

Копирование данных бюджетирования.

Актуализация бюджета с возможностью переноса отклонений.

Несколько видов бюджетов:
o динамические бюджеты: Остатки, обороты, остатки и обороты, формульные показатели в бюджетах (вычисляемые ресурсы). План-фактный анализ любой настроенной формы бюджета и сравнение между сценариями.
o Фиксированные бюджеты: настраиваемая иерархическая структура в разрезе произвольных аналитик: оборотов показателей, оборотов и остатков по счетам, формульные (вычисляемые) ресурсы. План-фактный анализ любой настроенной формы бюджета и сравнение между сценариями.

Произвольные управленческие отчеты (могут использоваться также как формы бюджетов):
o Фиксированный отчет – формирование отчетов с произвольной структурой, без настройки в конфигураторе.
o Произвольный табличный отчет – настраивается в режиме 1С табличный документ, в ячейки которого по формулам извлекаются произвольные данные из базы данных 1С (любой подсистемы, в т.ч. подсистемы бюджетирования).

Позволяет легко настраивать формы отчетности с произвольной нерегулярной жесткой структурой, не укладывающейся в функциональность построителя отчетов и системы компоновки данных.

Все отчеты (бюджеты) реализованы на системе компоновки данных.

Панель функций 1С:Бухгалтерия 8, закладка "Бюджетирование". Эта закладка появляется после загрузки загрузки "ИТРП:Бюджетирование для бухгалтерии предприятия 8".

Документ "Бюджетная операция".

Один из инструментов формирования отчета – "Фиксированный отчет". Заполнение отчета – по настроенным "Источникам данных".

Форма настройки фиксированного отчета (настройка колонок отчета и данных в колонках)

Произвольный табличный отчет – разрабатывается непосредственно в режиме "1С-предприятие". Заполнение отчета – по настроенным "Источникам данных".

На любом предприятии бюджетирование является важнейшей составляющей системы управления. Основная задача бюджетирования — это планирование различных хозяйственных операций, которые направлены на достижение материальных целей организации.

Ниже речь пойдет о том, какие функции содержит в себе обычная подсистема для в 1С 8.3 от сторонних разработчиков: , Инталев Корпоративные финансы, и так далее. При желании Вы можете обратиться к нам за помощью во внедрении. Мы объективно подберем систему для Вас и произведем внедрение на более привлекательных условиях, нежели монополисты-разработчики ().

Модуль бюджетирования в 1С представлен подсистемами для финансового учета, которые обычно включают в себя финансовое планирование, контроль, учёт расходов и доходов на уровне организации в целом, а также на уровне ЦФО. Благодаря этим модулям можно анализировать фактическую и прогнозируемую информацию бюджетирования.

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования на 1С, внедрения казначейства или учета по МСФО, ознакомьтесь с нашим .

Внедрение Бюджетирования в 1С 8

Использование подсистем начинается с оценки и анализа уже существующей финансовой системы отчётности организации. Сначала создаётся список показателей отчётов. Обычно используют два типа показателей: оборотные и остаточные. На основе перечня остаточных показателей пользователи создают план счетов бюджетирования в информационной базе. В справочнике 1C «Статьи оборотов» заполняется перечень оборотных показателей.

Во время описания движений по оборотным статьям и счетов можно использовать большое количество аналитических разрезов, доступных в подсистемах «Бюджетирование 1С 8»:

  • проекты;
  • разные статьи оборотов;
  • различная номенклатура;
  • контрагенты;
  • и так далее.

Значение показателя может обладать суммовым и количественным выражением. Для каждого показателя можно указывать источник для получения фактической информации. В данных есть готовый перечень алгоритмов для того, чтобы заполнять источники информации бюджетирования, этот список в случае необходимости пользователь может дополнять по своему усмотрению.

Следующим этапом является внесение финансовых отчётов в базу данных системы. В справочнике «Бюджеты» хранится список бюджетов, который вводит пользователь. Далее в модуле « Бюджетирование 1C» для указанных бюджетов необходимо вносить наполнение показателями в справочники «Счета бюджета» и «Статьи Бюджета». Чтобы получить информацию о структуре и состоянии бюджета, имеется функция «Отчёт по бюджету».

Далее заполняется справочник «Сценарии». Данный справочник необходим для того, чтобы описывать версии и виды планов, а также чтобы отличать фактические данные от плановых. В этой системе нет отдельных регистров для того, чтобы учитывать плановые и фактические данные материального учёта, существует только сценарий. Сценарию можно указывать степень детализации, периодичность, нужную валюту и прочую информацию.

Основные функции программ 1C для учета финансов:

  • контроль результатов работы организации;
  • экономические прогнозы;
  • средство координации работы подразделений компании;
  • основа для того, чтобы принимать решения по развитию организации.

Программа обладает набором инструментов для финансового планирования в организации, который соответствует универсальной модели бюджета. С помощью данных конфигурацийможно реализовывать такие функции бюджетирования в 1С 8.3:

  • финансовое планирование сразу по нескольким разным сценариям; создание текущих бюджетов на основании стратегических бюджетов с поправкой по фактическому выполнению (в завершённом периоде) бюджета;
  • планирование движения материальных средств организации на любой период по временным интервалам, подразделениям предприятия, проектам, контрагентам, номенклатуры и пр.;
  • отображение фактической работы организации в тех разрезах, в которых осуществлялось планирование;
  • контроль соответствия поступивших заявок на расходование материальных средств согласно плану работы на период;
  • финансовый анализ;
  • анализ доступности материальных средств;
  • сопоставление отклонений фактической и плановой информации.

Бюджетирование в 1С даёт пользователям большие возможности в настройке получения отчётной информации. Первым примером отчёта, создаваемого пользователем, является «отчёт по бюджету». Его структура собирается сотрудником из оборотов по статьям и остатков бюджетирования. Другим примером является «Финансовый расчёт», который играет роль конструктора расчёта показателей. Создавая состав строк данного отчёта, пользователь выбирает для этой строки вид показателя:

  • источник фактической информации;
  • оборот или же остаток по информации подсистемы бюджетирования;
  • расчёт по прочим строкам отчёта (есть возможность указания формулы).

Чтобы сделать отчёты в подсистеме «Бюджетирование 1С» привычными для российских пользователей, большинство расчётных данных имеет комментарии, которые описывают их экономический смысл. По итогам разных разделов отчёта программа выводит сжатые экспертные заключения.

Внедрение подсистемы бюджетирования на предприятии позволит повысить экономическую эффективность предприятия и прозрачность предприятия в целом.

P.S. Мы имеем большой опыт во внедрении учета финансов и бюджетирования на предприятиях различных отраслей и рады предложить свои услуги Вам в Москве и регионах. Мы работаем на более выходных условиях с абсолютно различными программами — Инталев, 1АБ Управление финансами, и т.д. Подробности на странице .

Пример построения системы бюджетирования в 1С ERP:



Постановка задачи:

1. Необходимо обеспечить формирование бюджета движения денежных средств (БДДС) на первый квартал текущего года. Необходимо обеспечить формирование (план-факт) следующих отчетов:

  • Сравнительный анализ оборотов по бюджетам.
  • Финансовый расчет. Бюджет должен формироваться (рассчитываться) автоматически, основываясь на учетных данных других подсистем УПП.

    В подсистему бюджетирования должны попадать фактические данные, должна быть возможность план-фактного анализа за выбранный пользователем период.

    2. Продукция, услуги, технология производства

    3. Организационная структура предприятия


  • В основном цехе происходит выпуск полуфабрикатов и готовых изделий.
  • В ремонтом цехе (вспомогательное производство) осуществляют (в частности) оказание услуг заказчикам: ‘Ремонт оборудования заказчика” (нормативная расценка – 300$ за 1-н ремонт)

    4. Затраты на производство
  • Все технологические операции (сборка, обработка и пр.) – оплачиваются по указанным сдельным расценкам.
  • Материальные затраты на выпуск – прямые.
  • Управленческие затраты (на управление производством) – общепроизводственные. Ежемесячно, они нормируются; на январь (по нормативам) – они составляют – 10000$.
  • В процессе решения задачи, необходимо будет рассчитать доли (ОПР) на производство пропорционально запланированным выпускам в разрезе цехов (ЦФО) выпуска продукции/услуг.
    5. Закупки материалов, расчеты с поставщиками
  • Закупка материалов – производится у контрагента «Основной поставщик». Затраты на закупку материалов в текущем году следует планировать, основываясь на аналогичных затратах предыдущего года, но с учетом их 20% увеличения.
  • При планировании затрат обязательно следует учесть сезонность потребности в материалах в течении года:


    6. Продажи, расчеты с покупателями
  • Продажа «Изделия 1» - контрагенту «Основной покупатель». Выпуск продукции производится после получения предоплаты (30% от запланированной суммы продажи). Реализация (отгрузка) – на следующий месяц, после выпуска.

    7. Структура бюджета движения денежных средств (далее БДДС).

  • Весь учет (поступление и списание д/с) ведется по «безналу» на расчетном счете в валюте управленческого учета – USD.
  • Суммы плановой сдельной зарплаты должны быть рассчитаны и зафиксированы в бюджете, согласно нормативным трудозатратам технологии производства в каждом цехе.
  • По статье “Выплата на управленческие расходы”, необходимо поставить ограничение (в соответствии с запланированными суммами, относительное отклонение 10%) на формирование документов «Заявка на расходование денежных средств”. За январь текущего года сформировать заявку на расходование д/c (на ОПР основного цеха), в размере 150000 руб. Списать с расчетного счета эту сумму. Все выплаты (списания) по этой статье оборотов - проводить строго по «Заявкам на расходование денежных средств».
  • По этой статье оборотов, за январь "попробовать" сформировать заявку на 200000 руб; cкорректировать ее, в соответствии с имеющимися бюджетными ограничениями.

    8. Управленческий план счетов и счета бюджетирования.

  • Необходимо использовать "типовой" план счетов управленческого учета (бюджетирования), заложенный в 1С:УПП.
  • Плановые обороты и остатки (по счетам управленческого учета и статьям оборотов по бюджету) должны отражаться по сценарию планирования "Бюджетирование (суммовой, помесячный)", фактические - по "пустому" (без указания) сценарию.

  • Учет будет осуществляться на следующих счетах УУ:

    9. Для плановых расчетов необходимо учесть следующие зависимости:

  • Выпуск продукции опережает ее продажу на 1 месяц;
  • Производство начинается по факту предоплаты от покупателя - 30% (остальные 70% покупатель оплачивает на следующий месяц)
  • Плановые затраты на закупку материалов нужно рассчитать с учетом 20% увеличения по сравнению с прошлым годом, так же необходимо учесть сезонность (потребности) в материалах.
  • Расчет сдельной зарплаты нужно осуществлять по формуле: Расчет суммы сдельной зарплаты = затраты по з/п на единицу продукции * кол-во продукции * поправочный коэффициент (1.1)
  • Распределение сумм ОПР(управленческие расходы на производство) распределить по ЦФО (цехам) – пропорционально объемам запланированной к выпуску продукции. Решение задачи:

    1. Необходимо добавить бюджет (БДДС), ввести статьи оборотов, статьи бюджета. Так же важно настроить источники данных, что бы выполнялось автоматическое заполнение (расчет) оборотов.



  • 2. Необходимо рассчитать (и установить) плановую себестоимость продукции и полуфабрикатов. Для этого можно использовать обработку "Расчет плановой себестоимости"


  • 3. Необходимо ввести начальные остатки (фактические) на счетах управленческого учета (бюджетирования). Сделать это можно автоматически, так как ранее мы настроили источники данных для расчета бюджетирования.



  • 4. Необходимо ввести план продаж. Важно понимать, что именно данные плана продаж является исходными для остальных планов и бюджетов.

    5. Далее, необходимо сформировать бюджет продаж и бюджет оплат от покупателей. При этом нужно обеспечить автоматический расчет бюджета оплат (так как 30% покупатель платит при отгрузке, а 70% процентов в следующем месяце).

  • (1) Сначала, настроим зависимость между оборотами по продажам и оплатам:

    (2) Затем, выполним расчет и сформируем обороты (плановые, по основному сценарию планирования) по статьям бюджетирования и по управленческому плану счетов.

    5. Далее, рассчитаем бюджет выплат поставщикам (за поставку материалов). Исходными данными будет объем закупок (по сумме) за предыдущий год увеличенный на 20%. Так же нужно распределить полученную (запланированную) сумму по месяцам, учитывая сезонность потребности в материалах.

    6. Далее, рассчитаем бюджет выплат сдельной заработной платы. Исходными данными будет запланированное количество продаж продукции, текущее (имеющееся) количество продукции, плановая с/c выпуска единицы каждой продукции, дополнительный коэффициент =1.2.

    Важно понимать, что программа позволяет настроить произвольный алгоритм расчета (формулу расчета).

    7. Далее, запланируем общую сумму (на основное и вспомогательное производство) общепроизводственных расходов. Затем, распределим эти расходы пропорционально выручке (продажам) между основным и вспомогательным производством.


  • 8. Настроим в программе ограничение (не превышать бюджет более чем на 10%) на предельную сумму расхода денежных средств (по статье оборотов "Выплаты на упр. расходы") .

    После этого программа будет автоматически контролировать (запрещать оформление заявок на расходование денежных средств) если общая запланированная (по заявкам) сумма будет превышать бюджет на 10%.


    Нужно понимать, для того, что бы использовать данный функционал, расход денежных средств следует оформлять строго с привязкой к заявке на расходование денежных средств.

    9. На этом, подготовка и настройка программы в части бюджетирование завершается. Далее, в программе будут отражаться фактические данные (в нашем случае, оплаты поставщикам, оплаты покупателей, выплаты сдельной зарплаты, списание д/с на общехозяйственные расходы). В конце выбранного периода (например ежемесячно) необходимо ввести в систему бюджетирования данные о фактических оборотах (по статьям бюджетирования и счетам управленческого учета).


  • Заполнение происходит автоматически, по кнопке "Заполнить.."



  • 10. Итого: на данном шаге подсистема бюджетирования содержит плановые и фактические данные.

    Таким образом, теперь можно сформировать отчеты: сравнительный анализ оборотов по бюджету и финансовый расчет.


  • ВВЕДЕНИЕ

    Статья является первой частью методического пособия, в котором излагаются основы разработки бюджетов в подсистеме «Бюджетирование» конфигурации «1С: Управление производственным предприятием 8» (далее 1С:УПП). После знакомства с основными элементами подсистемы разобраны простейшие примеры построения Бюджета продаж и Бюджета производства . Подробный вариант статьи изложен в прилагаемом файле (upp1. zip).

    1. ПОДСИСТЕМА «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ» В 1С:УПП

    1.1. Основные элементы подсистемы «Бюджетирование»

    Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов хозяйственной деятельность компании, ее подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в корректирующем воздействии на отклонения их исполнения. Планирование в подсистеме «Бюджетирование» конфигурации 1С:УПП ведется с помощью бюджетных операций.

    Бюджетная операция похожа на проводку бухгалтерского учета. Главное различие между ними заключается в том, что бухгалтерская проводка отражает уже свершившееся событие хозяйственной жизни предприятия, а бюджетная операция отражает будущее событие или несколько будущих событий.

    В бюджетной операции не указываются детали, которые не существенны для финансового планирования: конкретные расчетные банковские счета предприятия, с которых и на которые будут поступать денежные средства, конкретные подотчетные лица и т.д. Дату достаточно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата периода. В то же время в бюджетной операции фиксируются значения следующих аналитических разрезов:

    • сценарий планирования;
    • статья оборотов;
    • валюта операции;
    • центр финансовой ответственности (ЦФО);
    • проект;
    • контрагент;
    • номенклатура.

    Сценарий планирования - это средство для разделения нескольких вариантов финансовых планов в системе. В разрезе сценариев ведется планирование продаж, производства, закупок. Это позволяет сопоставлять данные бюджетов с данными системы планирования.

    В сценарии определяются следующие параметры:

    • детализация планирования (укрупненное планирование или планирование с точностью до элементов аналитического учета);
    • периодичность (временной интервал, который определяет детализацию планирования по календарным периодам: год, квартал, месяц, неделя, день);
    • способ планирования (циклическое планирование сразу на несколько последовательных периодов одинаковой продолжительности, скользящее планирование, когда очередной период планирования открывается по мере окончания предыдущего, планирование на определенный интервал времени);
    • валюта планирования;
    • признак использования отдельной линейки курсов валют для сценария (что позволяет подготовить несколько сценариев развития ситуации в зависимости от разных прогнозов динамики изменения курсов валют операций).

    Статьи оборотов являются ключевыми элементами подсистемы «Бюджетирование». Они служат для детализации оборотов предприятия при составлении бюджетов и анализе фактической информации. Статьи оборотов характеризуются следующими параметрами:

    • признаки ведения учета по сумме и по количеству;
    • признаки ведения оборотов по номенклатуре и контрагентам;
    • источники получения фактических данных (указание связи между статьей оборотов и реквизитами управленческого и бухгалтерского учета, что необходимо для автоматического сопоставления плановых и фактических показателей) и др.

    Статья оборота бюджетной операции соответствует сочетанию счета дебета и счета кредита счетов бюджетирования или совокупности таких сочетаний, которые устанавливаются в свойствах статьи оборота.

    Одному обороту соответствует одна или несколько бюджетных проводок, характеризующих перемещение денежных средств между счетами плана счетов бюджетирования. Причем в случае использования нескольких бюджетных проводок общая сумма оборота распределяется между ними пропорционально коэффициентам, указываемым в свойствах статьи оборота.

    Справочник Статьи оборотов по бюджетам имеет иерархическую структуру. В нем можно вводить группы, например, Доходы и Расходы.

    Счета бюджетирования служат для отражения планируемых остатков средств. В системе 1С:УПП по каждому из счетов можно организовать количественный и валютный учет, а также ведение аналитического учета в разрезе подразделений, номенклатуры и т.п. Совокупность всех счетов представлена планом счетов бюджетирования.

    План счетов бюджетирования напоминает упрощенный план счетов бухгалтерского учета. Фрагменты плана счетов бюджетирования, принятого в типовой конфигурации 1С:УПП приведены в табл. 1.1. Жирным шрифтом выделены те счета, которые в дальнейшем будут использоваться в рассматриваемых ниже примерах.

    Таблица 1.1

    План счетов бюджетирования

    Код счета

    Наименование

    Активный(А)/ Пассивный(П)

    Внеоборотные активы

    Основные средства

    Инвестиционная собственность

    Амортизация инвестиционной собственности

    Текущие активы

    Сырье и материалы

    Незавершенное производство

    Основное производство

    Готовая продукция

    Дебиторская задолженность, текущая

    Задолженность покупателей и заказчиков за вычетом резервов, текущая

    Задолженность покупателей, текущая

    Денежные средства и их эквиваленты

    Счета в банках

    Собственный капитал и резервы

    Собственный капитал

    Акционерный капитал, обыкновенные акции

    Текущие обязательства

    Кредиты и займы, включая выплату процентов, текущие

    Обязательства по оплате труда, текущие

    Текущая кредиторская задолженность

    Расчеты с поставщиками и подрядчиками, текущие

    Прочие обязательства

    Дивиденды к выплате

    Выручка

    Налог на прибыль

    В этом плане коды счетов установлены так, что каждый последующий разряд предназначен для более детального разделения счета. Так, например, на счете 200 собирается информация по всем текущим активам, на счете 203 представлены запасы, на счете 208 - денежные средства, на счете 2081 - счета в банках.

    Бюджеты предназначены для группировки результатов ввода хозяйственных операций по различным направлениям хозяйственной деятельности предприятия. Так, например, выделяют: бюджет продаж для учета реализации товаров и услуг, бюджет материалов для учета материалов и т.п.

    Источники данных для формирования строк бюджетов могут быть следующих видов:

    • счета бюджета - указываются счета бюджетирования, остатки по которым выводятся и контролируются при формировании бюджета;
    • статьи бюджета - указываются статьи оборотов, данные по которым включаются в строку бюджета.

    Подразделения -- это элементы финансовой структуры предприятия. Так, в качестве отдельных подразделений можно выделить: отдел продаж, производство, администрацию и т. д.

    Центр финансовой ответственности (ЦФО) - это подразделение предприятия, которое является самостоятельным объектом бюджетного процесса. Конфигурация предусматривает несколько видов ЦФО: центр дохода, центр затрат и др. ЦФО является одним из реквизитов подразделения.

    При настройке информационной системы прежде всего заполняются справочники: Сценарии, Подразделения, Номенклатура Валюты и т. п., при необходимости корректируется План счетов бюджетирования .

    Центральным звеном подсистемы являются статьи оборотов по бюджетам, с помощью которых вводятся бюджетные операции. На основании введенных бюджетных операций строятся различные отчеты: Оборотно-сальдовая ведомость, Отчет по Бюджету продаж и т. п.

    1.2. Способы ввода бюджетных операций

    В системе 1С:УПП существуют различные способы ввода бюджетных операций.

    В данном пособии мы рассмотрим следующие из них:

    • с помощью документа Бюджетная операция ;
    • с помощью пакетного ввода бюджетных операций;
    • с использованием зависимостей между статьями оборотов.

    2. РЕШЕНИЕ СКВОЗНОЙ ЗАДАЧИ

    2.1. Упрощения, принятые для сквозной задачи

    Сквозная задача предусматривает последовательную разработку основных бюджетов предприятия, начиная от бюджета продаж и заканчивая бюджетом доходов и расходов. При этом примем следующие упрощения:

    • 1) планирование бюджетов будем производить только на первый квартал следующего года с разбивкой его по месяцам;
    • 2) считаем, что предприятие специализируется на выпуске продукции только одного вида, на производство которой затрачиваются материалы одного вида, таким образом, не будет необходимости вести аналитический учет по номенклатуре;
    • 3) вся выпускаемая продукция реализуется оптом покупателям;
    • 1) рассматривается только один сценарий планирования с именем «помесячный»;
    • 2) оставим без изменения План счетов бюджетирования , принятый в типовой конфигурации 1С:УПП (см. табл.1.1);
    • 3) в качестве налогов оставим только налог на прибыль со ставкой 40%.

    2.2. Бюджет продаж

    Планирование бюджетов обычно начинают с бюджета продаж. Это обусловлено тем, что реализация продукции является главным фактором, ограничивающим развитие производства. Для простоты предполагаем, что фирма специализируется на выпуске продукции одного вида.

    Пример 1. Прогноз продаж на первый квартал следующего года задан в табл. 2.1.

    Таблица 2.1

    Составить бюджет продаж.

    Решение

    • 1. Ввод статьи оборотов

    Мы введем новую статью оборотов Оптовая торговля . Для этого:

    • воспользуемся командой Бюджеты>Статьи оборотов по бюджетам;
    • с помощью кнопки Вставить или клавиши Ins добавим в справочник Статьи оборотов по бюджетам новый элемент;
    • планируя оптовую торговлю, следует вести как количественный, так и суммовой учет, поэтому в окне созданного элемента справочника Статьи оборотов по бюджетам на вкладке Основная включим флажки Учет по количеству, Учет по сумме ;
    • остальные флажки оставим отключенными, поскольку аналитический учет по номенклатуре и контрагентам не предусмотрен;
    • при реализации продукции покупателям должна автоматически записываться проводка:
    • Перейдем на вкладку Проводки и выберем в колонке Дебет счет 20711, в колонке Кредит - счет 600;
    • в колонках К-т для суммы, К-т для количества укажем, с какими коэффициентами записывается на счета бюджетирования данная проводка.

    Замечание 1. При вводе каждой статьи оборотов следует обращать внимание на заполнение полей в колонках К-т для суммы, К-т для количества. Обычнов этих полях будем проставлять единицы.

    2. Сценарий планирования

    Под бюджетным периодом понимают временной интервал планирования, в нашем случае - это первый квартал следующего года. Система 1С: УПП позволяет рассматривать различные способы планирования:

    циклический, в котором планы на очередной бюджетный период составляются в конце предыдущего бюджетного периода;

    скользящий, обеспечивающий непрерывное планирование; так, например, при таком способе планирования вначале в декабре составляют бюджеты на первый квартал следующего года с разбивкой его по месяцам, в конце января составляют бюджеты на февраль- апрель, в конце февраля - на период с марта по май включительно и т.д.;

    планирование способом «на интервал», в котором план составляется однократно на заданный бюджетный период.

    С помощью команды Баланс>Сценарии планирования введем сценарий планирования, заполнив поля:

    • Наименование - помесячный,
    • Периодичность - месяц
    • Способ планирования - На интервал;
    • Валюта - руб.

    3. Бюджет продаж

    Введем в справочник Бюджеты новый элемент Бюджет продаж, состоящий из одной статьи Оптовая торговля . Для этого:

    • с помощью команды Бюджеты>Бюджеты откроем в справочнике Бюджеты идобавим в немновый элемент с именем Бюджет продаж .
    • в справочнике Бюджеты выделим элемент Бюджет продаж и с помощью кнопки Перейти выберем пункт меню Статьи бюджета . Добавим в список статей бюджета новую статью, в графе Статьи оборотов выберем статью Оптовая торговля. При этом графа Наименование заполнится автоматически. Знак1 означает, что эта статья входит в бюджет с коэффициентом +1.

    4. Пакетный ввод бюджетных операций

    Замечание 2 . Хотя ниже планирование производится на первый квартал 2012 г., при самостоятельном выполнении всех примеров целесообразно планировать бюджеты на будущее , т.е., если, например, текущий год - 2012, то следует составлять бюджеты на первый квартал 2013 г.

    Нам необходимо ввести три бюджетные операции, имеющие ряд общих реквизитов, таких как: статья оборотов, валюта и т.д., поэтому воспользуемся обработкой. Для этого:

    • вызовем команду Бюджеты > Пакетный ввод бюджетных операций ;
    • выберем сценарий помесячный и перейдем вначале на вкладку Общие реквизиты бюджетных операций , на которой заполним следующие реквизиты: Статья оборотов - Оптовая торговля, Валюта операции - руб., Ответственный - Балаганов А., Состояние - подготовлен;
    • перейдем на вкладку Бюджетные операции изаполним данными о планируемых продажах в соответствии с табл. 2.1;
    • нажмем кнопку Выполнить , после чего результат наших действий отразится на вкладке Сформированные документы ;
    • на вкладке Сформированные документы нажмем кнопку Провести ;
    • с помощью команды Бюджеты>Бюджетная операция просмотрим список введенных операций.

    Замечание 3. В результате примененияобработки Пакетный ввод бюджетных операций формируются бюджетные операции. Сама обработка не сохраняется в информационной базе, однако результат ее использования (записанные бюджетные операции) всегда можно увидеть в журнале Бюджетные операции .

    • 5. Отчет по Бюджету продаж

    Для получения отчета по Бюджету продаж:

    • вызовем команду Бюджеты > Отчет по бюджету ;
    • нажмем кнопку Настройка ;
    • на вкладке Общие в колонке Представление включим флажок для реквизита Количество , в этом случае в отчете будут также представлены данные количественного учета;
    • на вкладке Группировки добавим группировку Период и в списке Развернуть по горизонтали выберем элемент Период ;
    • установим период с 01.01.12 по 31.03.12 и нажмем кнопку Сформировать .

    Замечание 4 . Отчет по бюджету не сохраняется в информационной базе, однако с помощью кнопки Сохранить значения можно сохранить настройки отчета, после чего, благодаря наличию кнопки Восстановить значения, отчет легко восстанавливается.

    2.3. Бюджет производства

    Пример 2 . В соответствии с прогнозом продаж подготовлен план производства в первом квартале следующего года (табл. 2.2).

    Таблица 2.2

    Составить бюджет производства.

    Решение выполнить самостоятельно, следуя решению примера 1.

    Указания:

    1. Ввести статью оборотов Выпуск продукции , в которой должен вестись суммовой и количественный учет.

    2. При выпуске продукции должна записываться проводка:

    Дебет

    Кредит

    2034 Готовая продукция

    20321 Основное производство

    3. Создать Бюджет производства , состоящий из одной статьи Выпуск продукции.

    4. С помощью команды Пакетный ввод бюджетных операций ввести предполагаемый план производства (табл. 2.2).

    5. Подготовить отчет по Бюджету производства запервый квартал 2012 г.

    С ростом оборотов и операций у компании возникает необходимость автоматизировать процессы, и данные задачи позволяет исполнить программное обеспечение. Наиболее оптимально внедрение 1С: Управление производственным предприятием 8 (УПП) или 1С: Управление торговлей 8 (УТ).

    Рассмотрим аспекты по внедрению 1С: Управление торговлей 8 (далее - 1С: УТ 8).

    Изначально бизнес-процессы по ведению бюджетирования выглядят так:

    • составляется и утверждается годовой бюджет, данные которого ведутся по плану и факту в программе Excel ;
    • ежедневно из бухгалтерии выкачивается информация о полученных счетах на оплату, по которым составляется реестр;
    • реестр после проверки финансовой службы подается в казначейство, и по данным финансовой службы казначейство проводит оплаты согласно утвержденным данным.

    Сложность данного процесса связана с количеством операций и выставленных счетов, поэтому работа с данными в программе Excel - достаточно трудоемкая задача. В связи с этим во многих компаниях есть необходимость в автоматизации бюджетного процесса и переходе на программное обеспечение. В настоящее время самым недорогим является переход на 1С: УТ 8 (на рынке программных продуктов существуют два блока - УПП и УТ).

    Ключевой элемент 1С: Бюджетирования - это финансовое планирование, которое включает в себя управление процессами:

    • создание денежных ресурсов;
    • распределение денежных ресурсов;
    • использование денежных ресурсов.

    Ведь бюджет - это план деятельности данного предприятия на установленный период, представленный в финансовой форме.

    Результатом бюджетирования является комплекс согласованных между собой финансовых планов:

    • бюджет доходов и расходов (БДР);
    • бюджет движения денежных средств (БДДС);
    • прогнозный баланс;
    • оборотные бюджеты для отдельных подразделений и отдельных видов деятельности предприятия.

    Методология создания списка показателей для анализа и статьи бюджетов уникальны для каждого предприятия. Бюджеты составляются как на несколько месяцев, так и на более значительные промежутки времени (в случае стратегического планирования).

    Таким образом, можно сделать вывод, что 1С: Бюджетирование - это :

    1) средство координации деятельности подразделений предприятия;

    2) экономический прогноз;

    3) основа для принятия решений по развитию предприятия;

    4) контроль результатов деятельности предприятия.

    С помощью конфигурации реализуются следующие функции:

    • планирование движения финансовых средств компании на любой период в разрезе временных отрезков, проектов, номенклатуры, подразделений, контрагентов и т. п.;
    • мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;
    • финансовый анализ;
    • финансовое планирование по различным сценариям;
    • формирование текущих бюджетов на основе стратегических и с коррекцией по фактическому исполнению бюджета в завершенном периоде;
    • составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
    • контроль соответствия заявок на расходование денежных средств рабочему плану на период;
    • анализ доступности денежных средств;
    • анализ отклонений плановых и фактических данных.

    В системе не указываются подробности, которые не имеют серьезного значения для финансового планирования (подотчетные лица, расчетные банковские счета и т. д.). Даты можно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата. Также в 1С: Бюджетирование можно зафиксировать значения следующих аналитических разрезов:

    • центр финансовой ответственности (ЦФО);
    • сценарий планирования;
    • контрагент;
    • валюта операции;
    • статья оборотов;
    • проект;
    • номенклатура.

    Перед тем как приступить к внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8, необходимо провести следующие подготовительные работы :

    1) разработка справочника соответствий статьей 1С: Бухгалтерия и бюджеты со стороны финансового департамента;

    2) кодирование статей расходов в соответствии с кодами, применяемыми в 1С: УТ 8 (данная процедура позволит делать автоматические загрузки как плана, так и фактических данных, подтягиваемых из заявок на оплату);

    3) предоставление плана работ по внедрению 1С: УТ 8 отдел IT готовит совместно с финансовой службой.

    В качестве наглядного примера ниже представлены справочники соответствия статей бюджета и статей 1С: УТ 8 и план работ по внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8 (Бухгалтерия предприятия) (табл. 1, 2 соответственно).

    Таблица 1. Справочник соответствия статей бюджета и статей 1С: УТ 8

    Статья бюджета

    Подстатья бюджета

    Статья 1С: УТ 8

    Код соответствия

    Коммунальные платежи

    Коммунальные расходы (склад, офис)

    Канцелярские расходы

    Канцелярские расходные материалы

    Хозяйственные расходы и канцелярские товары

    Прочие расходы

    Связь (IT )

    Телекоммуникационные услуги

    Прочие расходы

    Упаковочные материалы

    Тара (упаковка)

    Прочие расходы

    Обслуживание техники (IT )

    Обслуживание складского оборудования

    Таблица 2. План работ по внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8 (Бухгалтерия предприятия)

    № п/п

    Дата

    Показатель

    Статус выполнения

    Комментарии IT

    Исполнитель

    Комментарии финансистов

    Создание формата загрузки плана

    финансист

    Проверка плана 2012 г. в контроле исполнения бюджета (далее - КИБ) в 1С: УТ 8 по департаменту управления персоналом

    финансисты

    Подготовить к занесению в КИБ, занести и проверить план 2012 г. по:

    • департаменту IT ;
    • складу;
    • одному (любому) магазину.

    О выявленных ошибках сообщать IT

    финансисты

    В ходе тестирования - проверка корректности заполнения статей затрат исполнителями в заявках на расходование денежных средств в разрезе конкретного подразделения

    IT , финансисты

    Занести (автоматически из 1С: УТ 8) в КИБ и проверить фактические данные по оплатам согласно заявкам и реестру за один банковский день. О выявленных ошибках сообщать IT

    финансисты

    Занести (автоматически из 1С: УТ 8) в КИБ и проверить фактические данные по наличным оплатам затрат (кассовым операциям)

    Разработать и предоставить формы отчетов в 1С: УТ 8 для анализа отклонений плана, по годам и т. д.

    IT - тестирование и постановка задачи

    Подготовить к занесению в КИБ, занести и проверить план 2012 г. по всем департаментам, кроме IT и департамента управления персоналом

    финансисты

    Тестирование корректировок плана по статьям бюджета

    IT - разработка;

    финансисты - тестирование

    Занесение и проверка в КИБ фактических данных об оплатах за пять банковских дней (отдельно по каждому дню)

    финансисты

    Подготовить, внести, проверить план 2013 г. в КИБ

    финансисты

    Подготовка инструкций по работе с КИБ для пользователя

    Устранение выявленных при проверке программных недочетов по всем пунктам плана

    Для тестирования программы 1С: УТ 8 следует обращать внимание на правильность заполнения статей затрат при формировании заявки на оплату. Без данных условий расходы будут отражены некорректно, вследствие чего будут искажены фактические данные.

    В качестве примера рассмотрим рисунок «Заявка на оплату», в котором указана статья затрат.

    При внедрении и тестировании блока бюджетирования в 1С: УТ 8 следует уделить особое внимание специфике предприятия, ее финансовой структуре, а также описать бизнес-процессы.

    Описание бизнес-процесса позволит написать регламент по ведению бюджетирования в программе, а также инструкции пользователям. Пример регламента представлен ниже.

    Описание бизнес-процесса «Ведение бюджета в 1С: УТ 8»

    Подразделения и должности сотрудников, участвующих в процессе:

    • руководитель финансового департамента;
    • главный бухгалтер;
    • финансовый контролер;
    • инициатор статьи затрат;
    • оператор баз данных;
    • руководители департаментов.

    Описание бизнес-процесса:

    1. Финансовый департамент в лице финансового контролера готовит справочник с кодировками по ведению бюджета и рассылает форматы с кодами статей затрат начальникам департаментов (табл. 3).

    Таблица 3. Справочник с кодировками по ведению бюджета

    Код расхода

    Статья

    Отдел

    Командировки

    Отдел IT

    Телекоммуникационные услуги

    Отдел IT

    2. Инициатор приносит в бухгалтерию счет на оплату, предварительно указав код статьи расходов.

    3. Оператор 1С: УТ 8 при занесении данных по счету на оплату и формировании заявки на расходование денежных средств указывает трехзначный код статьи, предварительно сняв иерархию (данная операция позволит по коду статьи автоматическое заполнение департамента).

    4. К концу дня специалист финансового департамента осуществляет выверку статей и выявляет отклонения плана от факта, на основании чего вносятся корректировки по целесообразности оплаты по данной статье.

    5. После формирования заявки на оплату указывается статус (оплатить или не оплатить) и подписывается руководством в лице главного бухгалтера и руководителя финансовой службы.

    Подводя итоги внедрения программы 1С: УТ 8 в компании, можно выделить задачи, которые решаются при переходе на данную программу: планирование и контроль бюджетов по проектам и департаментам .

    Финансовый отдел организации в своей работе может оперировать несколькими бюджетами , например:

    • бюджет заказов на строительно-монтажные работы (далее - СМР);
    • бюджет выполнения СМР;
    • бюджет затрат на материалы;
    • бюджет затрат на оплату труда производственных рабочих;
    • бюджет управленческих расходов;
    • бюджет поставок и потребностей;
    • бюджет расходов по организации и обслуживанию бизнеса;
    • бюджет капитальных вложений и инвестиций и т. д.

    Для ввода в систему плановых данных по бюджетам используется документ «План бюджетов» . Задание комплекса управляющих ограничений, позволяющих контролировать процесс планирования и исполнения бюджета, выполняется посредством документа «План лимитов бюджетов» . С помощью данного документа можно:

    • установить ограничения по расходам по объекту в соответствии с утвержденной сметой;
    • определить целевые показатели, характеризующие финансовый результат по объекту или по центру финансовой ответственности;
    • установить как верхнюю, так и нижнюю границы для любой статьи бюджета с учетом аналитических измерений, используемых по данной статье и т. д.

    Сводные данные бюджетирования по статьям представлены в «Отчете по бюджету» . Для просмотра и анализа исполнения лимитов бюджетирования при формировании бюджетов можно использовать «Отчет по лимитам» . Для просмотра и анализа одновременно двух версий предназначен отчет «Сравнение версий бюджета» .

    Финансовый анализ

    Применяя инструменты бюджетного планирования и средства анализа показателей бюджетов, специалисты финансового отдела могут грамотно спрогнозировать основные показатели организации, не допустить убытков и оценить риски. Финансовые отчеты в отличие от бухгалтерских более понятны руководству и при отсутствии в организации финансового директора значительно упрощают труд главного бухгалтера по предоставлению необходимой информации руководителю.

    Для формирования сводных аналитических отчетов и расчета аналитических показателей как запланированных, так и фактических результатов деятельности организации предназначен отчет «Финансовый анализ» .

    Данный отчет позволяет проанализировать баланс с агрегированными данными, сгруппированными по степени ликвидности (активы) и степени срочности оплаты (пассивы), выполнить расчет финансовых аналитических коэффициентов по балансовым показателям, которые отражают финансовую устойчивость, а также ликвидность и платежеспособность организации. С помощью данного отчета можно также проанализировать показатели, характеризующие эффективность деятельности строительной организации по нескольким направлениям: эффективность использования основных производственных фондов; материальных ресурсов; трудовых ресурсов.

    Предусмотрено формирование отчета о прибылях и убытках, а также расчет финансовых показателей, характеризующих рентабельность деятельности, оборачиваемость денежных средств, деловую активность и финансовый цикл.

    Инструменты финансового анализа дополняет отчет «Факторный анализ» . С помощью этого отчета выполняется расчет рентабельности собственного капитала и анализируются факторы, влияющие на нее. Аналитическая модель рентабельности собственного капитала позволяет сравнить несколько вариантов развития деятельности и выбрать наиболее оптимальный вариант.

    Для укрупненного сравнительного анализа данных по плановому и фактическому объему затрат по объектам строительства применяется отчет «Сравнение показателей по объектам строительства» . Сравнение данных в отчете выполняется в разрезе статей затрат.

    Таким образом, при внедрении многофункционального решения 1С: Подрядчик строительства 4.0 . Управление финансами строительные компании получают в одном пакете не только механизмы ведения бухгалтерского и налогового учета, но и мощные средства финансового анализа, инструменты составления бюджетов и управления финансовыми потоками.

    Заключение

    Процесс внедрения бюджетирования в программу 1С: УТ 8 довольно трудоемкий и требует следующее :

    1) регулярное тестирование фактических данных при занесении в бюджет;

    2) постановка технических заданий для программистов с целью устранения программных ошибок при загрузке плановых и фактических данных;

    3) службе финансового контроля - обеспечить правильность заполнения статей затрат в соответствии с принятыми кодами;

    4) четкое описание бизнес-процессов и финансовой структуры компании с целью перехода на программный продукт;

    5) проверка правильности занесения фактических и плановых значений в течение всего процесса перехода и не менее года после него, так как в рамках работы возможны искажения и недоработки.


    А. Семенова, финансовый менеджер компании «МФТ-лайн»