Индексы дефляторы на годы. Что такое индекс-дефлятор и как его использовать. Оживление экономики продолжается

Существует несколько показателей для измерения инфляции, и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.

Преимущества и недостатки индекса потребительских цен

Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.

Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).

Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.

Прогноз показателя на 2019 год в России

В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.

В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.

Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:

  • повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
  • ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
  • эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
  • рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.

Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.

Минэкономразвития уточнило формулировку прогноза по инфляции на 2019 год – с 4,3% до 5%.

Каждый день в экономике происходит множество процессов, которые влияют на уровень цен и благосостояния населения. Одним из наиболее значимых экономических явлений можно считать уровень инфляции.

Итак, инфляция в России за последние годы — тема данной публикации.

Что такое инфляция?

Инфляция – экономическое явление, при котором происходит повышение уровня потребительских цен в течение длительного интервала времени. Если она возрастает, то со временем может оказаться, что на одну и ту же сумму денег можно купить гораздо меньше товаров по сравнению с прошлым периодом. То есть, покупательская способность снижается, а деньги обесцениваются.

Инфляцию делят на три вида:

  • умеренная или ползучая (до 10% в год),
  • галопирующая (10-50%),
  • гиперинфляция (от 50%).

Умеренная является адекватным явлением и считается признаком нормального функционирования экономики. А именно:

  • товарного производства,
  • дополнительной эмиссии денежных знаков,
  • экспортно-импортных отношений.

Сегодня инфляция в России по истечению четырех месяцев составила 1,2%.

Если в стране наблюдается показатель выше 10%, в экономике происходят неблагоприятные процессы, которые влекут за собой повышение цен и снижение потребительской способности.

На уровень инфляции негативное воздействие оказывают следующие факторы:

  1. Снижение стоимости национальной денежной единицы к мировым валютам — евро и доллару.
  2. Увеличение цен на импортные товары. Происходит из-за повышения стоимости на сырье и комплектующие, что приводит к автоматическому росту цен.
  3. Дополнительная эмиссия денег, которая проводиться с целью уравновешивания денежной массы в обороте либо для кредитования госпредприятий.
  4. Дефицит государственного бюджета – расходы превышают доходы.
  5. Снижение экспорта товаров. Это можно было наблюдать после применения западных санкций, которые ограничили РФ в рынках сбыта товарной продукции.

Нередко повышение заработных плат и социальных пособий влечет за собой скорое повышение рыночных цен и тарифов ЖКХ. Однако этот показатель является спорным и однозначно отнести его к воздействующим факторам нельзя. Ежегодно зарплаты и пенсии должны индексироваться. Так государство делает небольшую надбавку, учитывая прошлогодний индекс цен.

Уровень инфляции в России в 2018 году

Годовой показатель выводится путем суммирования ежемесячных индексов инфляции. По истечению четырех месяцев по данным Росстата, индекс инфляции в России в 2018 составил:

  • январь – 0,31,
  • февраль – 0,21,
  • март — 0,29,
  • апрель – 0,38.

Рассмотрим причины, которые повлияли на индекс цен каждого месяца.

  • В январе 2018 года показатель индекса цен остановился на отметке 0,31. Большинство экспертов считают, что на январский показатель большое влияние оказалот повышение цен на транспорт и услуги ЖКХ, которые обычно индексируются в январе и июле (раз в полгода).
  • Февральский индекс цен снизился до отметки 0,21. Он соответствует прогнозу Минэкономразвития. В феврале наблюдался рост цен на сезонные товары (в среднем на 0,4%), уровень цен на ЖКХ повысился на 0,1%. Роста цен на бензин не произошло, что и послужило сдерживающим фактором значительному увеличению данного показателя.
  • В марте рост индекса несколько ускорился. Происходит удорожание продовольственных продуктов на 0,5%. Наблюдается значительный рост цен на плодово-овощную продукцию: в среднем овощи подорожали на 15%, фрукты на 5%. Цены на ЖКХ продолжили тенденцию прошлого месяца – 0,1%. Бензин и другие виды топлива остались без изменений. Также в марте наблюдался скачок курса иностранных валют по отношению к рублю, что внесло свою долю в мартовский индекс инфляции.
  • Первая половина апреля привела к росу цен на продовольственные товары примерно на 0,5%. А во второй половине их рост замедлился и составил 0,1% (сезонные товары начали дешеветь). Вместе с тем в апреле произошел рост цен на бензин на 0,4-0,5%. А принятые санкции США негативно отразились на рубле, который колебался в интервале 62-65 руб/дол и 77-80 руб/евро. Совокупность роста цен и негативных экономических событий усилила рост инфляции, в результате чего апрельский индекс цен достиг отметки 0,38 (наибольшие значение в ежемесячном разрезе показателей).

Учитывая данные показатели, финансовые аналитики планируют годовую инфляцию на уровне 3,5-4%.

Прогноз на 2019

Еще не прошло и половины 2018 года, однако финансовые аналитики и экономисты уже строят прогнозы уровня инфляции на следующий год. Итак, по их подсчетам, средний уровень инфляции будет немного больше 4%.

Глава Центробанка, Э.Набиуллина, считает допустимым уровень инфляции в районе 4%. Свои прогнозы она основывает на стабилизации уровня цен на продовольственные товары, чего удалось добиться благодаря инвестированию в сельскохозяйственную отрасль.

В целом прогноз ЦБ на 2019 год довольно оптимистичный. Мнение экспертов Аналитического кредитного рейтингового агентства не настолько позитивно: уровень инфляции превысит отметку 4% в 2019 году. Прогноз учитывает возможные форс-мажоры в экономике, что может вызвать рост цен и тарифов; влияние экономических санкций на внешний товарооборот, курс валюты по отношению к стоимости рубля. Представители агентства дают прогноз инфляции 4,4%.

Еще одно важное мнение – прогноз Минэкономразвития. Благодаря ежемесячной финансовой аналитике, изучению цен на внутреннем и внешнем рынке, специалистам удалось спрогнозировать и вовсе оптимистичную модель на 2019 год. Согласно их данным, нефтяные котировки растут, и заложенная стоимость 44 дол/баррель уже сейчас неактуальна, ведь средняя цена 50-60 долларов за данную единицу объема! Если произвести подсчет и пересчитать плановый показатель (44 дол), инфляция будет составлять не более 2-3% в 2019 году, а бюджет будущего года станет профицитный (доходы превысят расходы).

Время покажет, какой прогноз оказался наиболее точным.

Официальные данные Росстата в таблице

Ежемесячная динамика инфляции в России начиная с 1991 года приведена в таблице . Так по данным таблицы можно понять, какие годы были кризисными в экономике страны.

Темп роста ВВП ко второму кварталу 2019 года может опуститься ниже 1 % к аналогичному периоду 2018 года. В целом на следующий год экономический рост ожидается на уровне 1,4% против 1,9% в 2018 году.

Такие выводы содержатся в обновленном макропрогнозе , направленном в правительство на этой неделе. Министерство обновило прогноз с учетом целей, поставленных президентом - говорится в сообщении ведомства. При этом в базовый сценарий прогноза (он используется для расчета бюджета) «в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного правительством комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации».

Отметим, что пока этот комплексный план известен лишь в общих чертах. В понедельник одобрила предложенное правительством повышение с 2019 года НДС с 18% до 20%. Также парламентом утверждены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание Фонда развития инфраструктурных проектов объемом в 3,5 трлн руб. и усложняющий инвестиционный процесс механизмом «обоснования инвестиций». Так же в парламент внесены предложения об увеличении пенсионного возраста.

Тем временем Минэкономразвития объясняет замедление экономического роста в 2019 году прежде всего замедлением в следующем году реальных темпов роста заработных плат. Дело в том, следует из прогноза, что в 2018 году зарплаты росли слишком быстро и в следующем году этот рост замедлится. В 2018 году правительством были проиндексированы до целевого уровня оплата труда работников соцсферы, а также МРОТ был поднят до прожиточного минимума. Кроме того, в 2019 году индексация другим категориям работников бюджетной сферы будет проведена не с 1 января, а с 1 октября. «Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда». - прогнозируют в Минэкономразвития.

В результате темп роста реальных зарплат снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1 % в 2019 году.

Одновременно сократится и конечное конечное потребление домашних хозяйств с 3,5% до 2,6 % год к году в 2019 году.

«С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, также как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции», - говорится в прогнозе. Причина роста инфляции - увеличение ставок НДС и она временная.

По данным Минэкономразвития «доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине, оставляет 76 %. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 % до 20% оценивается в 1,3 п.п.».

В министерстве считают, что в следующем году будут происходить сразу два противоположных по направлению «вторичных эффекта»: «рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу».

Также вероятным эффектом роста инфляционных ожиданий уже в 2018 году станет «потребление впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ожидать роста цен. Минэкономразвития прогнозирует, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1 % год к году уже в декабре 2018 года. Сдерживать инфляцию предлагается мерами денежно-кредитной политики ЦБ. И тогда инфляция на конец 2019 года составит 4,3 %, «что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира 4 %».

В макропрогнозе сделан вывод о том, что «по мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 %». На конец 2020 года прогноз по инфляции составляет уже 3,8%. Далее, с 2021 по 2024 годы Минэкономразвития считает рост цен стабильным на уровне 4%.

А вот восстановление роста реальных зарплат не такое оптимистичное. В 2020 году рост возможен на уровне 1,5%. В 2021 году - 2,3%. А с 2022 по 2024 годы реальный рост зарплат ожидается на уровне 2,8% в год. То есть никаких явных индексаций оплаты труда правительственный пакет комплекса мер не предполагает.

Зато из макропрогноза Минэкономразвития следует, что для восстановления экономического роста «ключевым условием является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных». На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов.

Предполагается и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. «Это будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса» — говорится в макропрогнозе.

Под этим подразумевается, что бизнесу будут предложены стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности и завершение реформы контроля и надзора.

Минэкономразвития также предполагает и снижение доли государства в экономике.

Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике. Это создание добровольной накопительной пенсионной системы и расширение линейки инструментов сбережения населения. Также ожидается переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему.

«При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов», - говорится в прогнозе Минэкономразвития.

Отметим, такие показатели как нефть и курс доллара, на этот раз серьезного влияния изменение прогнозных показателей не оказывают. По расчетам Минэкономразвития в 2019 году курс доллара составит 63,2 руб\$, который подрастет к 2020 году только до 63,8 руб\$. Прогноз по курсу на 2021 - 64 руб\$ и на 2022 год - 64,7 руб\$. Только в 2024 году курс по ожидания вырастет до 68 руб\$.

Также спокойно в прогнозе оценивается и рынок нефти. В условиях достаточно уверенного роста мирового спроса странами-экспортерами нефти 23 июня было принято решение об увеличении добычи нефти до 1 млн. барр. в день.

В этих условиях прогнозируется, что объем добычи нефти в России составит 549 млн. тонн в текущем году в 2018 году, а в 2019 году увеличится до 555 млн. тонн и до 560 млн. тонн в 2020-2021 году. Снижать добычу Россия планирует только в 2024 году до 555 млн. тонн.

Тем не менее в базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития заложило снижение цен на нефть URALS до $63,4 в среднем за 2019 год.

В 2020 году цена ожидается на уровне $59,7 за баррель. А в 2024 году до $53,5.

Эти показатели в первую очередь повлияют на перераспределении бюджетных расходов, которые предварительно уже распределил между бюджетополучателями в конце июня.

(зарегистрирован Минюстом 15 ноября) утвердило значения коэффициентов-дефляторов на 2019 год. Данные применяются при расчете единого налога в рамках УСН, ЕНВД, ПСН, а также для расчета НДФЛ, налога на имущество физлиц и торгового сбора.

Как изменятся значения коэффициентов-дефляторов

Приведем значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2019 год, в сравнительной таблице.

Значения коэффициентов-дефляторов на 2018 и 2019 годы

Где и как применяются коэффициенты-дефляторы

Коэффициенты-дефляторы используются для изменения некоторых параметров налогообложения, которые используются для расчета того или иного налога. Так, в целях применения упрощенной системы налогообложения, коэффициент-дефлятор используется для корректировки:

  • лимита, при соблюдении которого возможен переход на УСН — 112,5 млн. рублей за 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на «упрощенку» (п. 2 ст. НК РФ);
  • лимита дохода, в случае превышения которого «упрощенщик» теряет право применять УСН — 150 млн. рублей (п. 4 ст. НК РФ).

Однако в 2019 году коэффициент-дефлятор для УСН применяться не будет, так как его использование «заморожено» до 1 января 2020 года. Об этом сказано в части 4 статьи Федерального закона от 03.07.16 № 243-ФЗ. То есть на 2019 год лимиты доходов (112,5 млн. руб. и 150 млн. руб.) проиндексированы не будут.

При применении ЕНВД коэффициент-дефлятор (иное название — коэффициент-дефлятор К1) используется для расчета налога. С помощью коэффициентов корректируются значения базовой доходности при том или ином виде деятельности.

Рассчитывайте ЕНВД в веб-сервисе, где актуальные коэффициенты-дефляторы подставляются автоматически

При патентной системе налогообложения коэффициент-дефлятор корректирует (увеличивает) максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Базовое значение максимально возможного годового дохода ИП составляет 1 млн. рублей (п. 7 ст. НК РФ).

Плательщики торгового сбора используют коэффициент-дефлятор для корректировки ставки сбора, определенной для деятельности по организации розничных рынков (п. 4 ст. НК РФ). Базовое значение такой ставки — 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка.

В целях расчета НДФЛ коэффициент-дефлятор используется для корректировки платежей иностранных граждан, работающих на основании патента по найму у физических лиц (для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Такие работники обязаны ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по налогу за период действия патента в размере 1 200 рублей (п. 2 ст. НК РФ).

При расчете налога на имущество физлиц коэффициент-дефлятор корректирует инвентаризационную стоимость объекта налогообложения. При этом напомним, что с 2015 года налог на имущество рассчитывается по новым правилам в соответствии с главой 32 НК РФ (см. « »).

Индекс-дефлятор - это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Рассказываем, как рассчитать дефлятор, как его применять в госзакупках и каковы прогнозные индексы дефляторы Минэкономразвития до 2020 года.

Что понимается под коэффициентом-дефлятором

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. Дефлятор — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Это коэффициент, который устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед, являясь базой для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, индекс дефлятор 2020-2020 годов был прогнозно рассчитан еще в 2017 году. Дефлятор необходим при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом ценового уровня на товары, работы и услуги, зафиксированного в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, показатель на 2020 год определялся Приказом Минэкономразвития № 579 от 30.10.2017, а официальный индекс дефлятор на 2020 год Минэкономразвития Приказ пока еще не опубликован, однако ожидается в ближайшее время.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируется нормативными актами Правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015, а также в Приказе Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276, закрепляющем регламент применения индексов стоимости и дефляторов по видам экономической деятельности (при осуществлении гособоронзаказа).

Чтобы узнать индекс дефлятор, формула расчета представляет собой умноженный на 100 результат отношения объема номинального ВВП и объема реального ВВП.

В свою очередь, индекс дефлятор ВВП (формула исчисления) представляет собой следующую математическую выкладку: стоимостное значение корзины ВВП в текущих ценах / стоимостное значение корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.

Так как в формуле при подсчитывании коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране, рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении индекса также принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:

Рассчитав значение индекса цен Пааше, можно проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода. по сравнению с базисными ценами по аналогичным товарным категориям, реализованным в отчетном периоде. Таким образом, коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.

При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, можно отследить и уровень инфляции. В том случае, если расчетное значение больше 1 (или же больше 100 %, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если же исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.

Дефлятор в 2020 году — прогнозные значения

Индекс дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития еще официально не опубликовал, однако прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. При этом указанные значения коэффициента на будущие периоды еще будут скорректированы специалистами министерства с учетом произошедших за последнее время экономических изменений и социальных реформ, таких, как пенсионная (повышение пенсионного возраста) и налоговая (повышение акцизов на топливо).

Грядущие события непосредственно повлияют на индексы дефляторы Минэкономразвития на 2020 год. Но при разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды организации-заказчики могут воспользоваться уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим исчисленные индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, и индексы дефляторы на 2020-2021 годы в таблице.

Отрасли 2018 2020 2020 2021
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 109,0 107,1 106,7 106,7
Добыча полезных ископаемых 108,7 106,5 106,0 106,2
Обрабатывающие производства 106,8 105,4 105,1 105,0
Промышленность 107,6 105,9 105,3 105,5
Строительство 106,8 105,9 105,2 104,9
Сельское хозяйство 105,3 104,2 103,9 103,8
Грузовой транспорт 107,0 106,0 105,7 105,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 106,9 105,5 105,! 104,8
Оборот розничной торговли 104,9 103,9 103,5 103,7
Платные услуги населению 106,9 106,2 105,6 105,7
Инфляция (ИПЦ) среднегодовая 104,7 104,4 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные цены на электричество будут проиндексированы на 109,1.

Также на официальном сайте Минэкономразвития представлены индексы, которые будут применяться в 2020 году для целей налогообложения:

  • ЕНВД — 1,915;
  • УСН — 1,581;
  • НДФЛ — 1, 729;
  • налог на имущество физических лиц — 1,518;
  • патент — 1,518;
  • торговые сборы — 1,317.

Таким образом, во многих промышленных и производственных отраслях наблюдается постепенное снижение коэффициента. Так, после исчисления индекс дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития) строительство и строительные работы будут рассчитаны с коэффициентом ниже, чем в текущем, 2020 году.

Дефлятор в закупках по 44-ФЗ

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как, в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ, сведения о стоимости товаров, работ, услуг должны быть проанализированы с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупочного бюджета на 2020 год и последующие периоды и обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года . В данном документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий год, так и на плановый период 2020-2024 годов.

Использование дефлятора в закупках строительных работ

Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс дефлятор на 2020 год для смет также указан в социально-экономическом прогнозе. В настоящий момент коэффициент имеет значение 105,0.

При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик также должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом.

Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или же проводит торги, НМЦК (цена контракта) рассчитывается специалистом, отвечающим в учреждении за закупки, с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ, а именно статьей 8.3. Коэффициенты-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), при этом в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

В том случае, если производится строительство с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, то при определении НМЦК рекомендуется устанавливать размер начальной (максимальной) цены в пределах объема выделенных главным распорядителем капитальных вложений на реализацию такого инвестиционного проекта (п. 6.3 Методических рекомендаций, утв. ПП РФ № 427 от 18.05.2009).

При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов смета по годам строительства, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием дефляторов, не превышает объем выделенных капитальных вложений, то НМЦК на строительные работы формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).

Индекс дефлятор на 2020 год в строительстве надлежит также применять и при расчете стоимости проектных работ (п. 1.7 Методических указаний) для корректного планирования будущих капитальных вложений.

Дефлятор в закупках по 223-ФЗ

Дефляторы в рамках 223-ФЗ можно применять для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. При этом организация-заказчик обязана прописать такую возможность в своем положении о закупках. Ознакомиться с примером такого положения о закупках можно далее.

Применение индекса-дефлятора в гособоронзаказе

Используется индекс и при осуществлении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты-дефляторы. Дефляторы в гособоронзаказе в 2020 г. нормируются Приказом Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018.

Ключевыми аспектами использования индекса в области гособоронзаказа выступают:

  1. Определения прогнозной цены, цены госконтракта при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
  2. Формирование прогнозной цены и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.

Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, а также товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.

Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на соответствующий госзаказ должна определяться согласно ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). На основании ч. 3 ст. 22, для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.

Таким образом, использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.