Индексы дефляторы на годы. Что такое индекс-дефлятор и как его использовать. Оживление экономики продолжается
Существует несколько показателей для измерения инфляции, и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.
Преимущества и недостатки индекса потребительских цен
Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.
Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).
Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.
Прогноз показателя на 2019 год в России
В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.
В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.
Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:
- повышение налога на добавленную стоимость (НДС);
- возможное введение налога с продаж дополнительно к НДС;
- ползучий рост расценок на энергоносители и топливо. Косвенно это ведет к удорожанию почти всех товаров и услуг (транспорт, ЖКХ и т.д.);
- эмиссия дополнительной денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета;
- рост цен на импортные товары из-за постепенной девальвация рубля. Последняя связана с продолжающимся оттоком капиталов из страны, который, в свою очередь, обусловлен политической ситуацией.
Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.
Минэкономразвития уточнило формулировку прогноза по инфляции на 2019 год – с 4,3% до 5%.
Каждый день в экономике происходит множество процессов, которые влияют на уровень цен и благосостояния населения. Одним из наиболее значимых экономических явлений можно считать уровень инфляции.
Итак, инфляция в России за последние годы — тема данной публикации.
Что такое инфляция?
Инфляция – экономическое явление, при котором происходит повышение уровня потребительских цен в течение длительного интервала времени. Если она возрастает, то со временем может оказаться, что на одну и ту же сумму денег можно купить гораздо меньше товаров по сравнению с прошлым периодом. То есть, покупательская способность снижается, а деньги обесцениваются.
Инфляцию делят на три вида:
- умеренная или ползучая (до 10% в год),
- галопирующая (10-50%),
- гиперинфляция (от 50%).
Умеренная является адекватным явлением и считается признаком нормального функционирования экономики. А именно:
- товарного производства,
- дополнительной эмиссии денежных знаков,
- экспортно-импортных отношений.
Сегодня инфляция в России по истечению четырех месяцев составила 1,2%.
Если в стране наблюдается показатель выше 10%, в экономике происходят неблагоприятные процессы, которые влекут за собой повышение цен и снижение потребительской способности.
На уровень инфляции негативное воздействие оказывают следующие факторы:
- Снижение стоимости национальной денежной единицы к мировым валютам — евро и доллару.
- Увеличение цен на импортные товары. Происходит из-за повышения стоимости на сырье и комплектующие, что приводит к автоматическому росту цен.
- Дополнительная эмиссия денег, которая проводиться с целью уравновешивания денежной массы в обороте либо для кредитования госпредприятий.
- Дефицит государственного бюджета – расходы превышают доходы.
- Снижение экспорта товаров. Это можно было наблюдать после применения западных санкций, которые ограничили РФ в рынках сбыта товарной продукции.
Нередко повышение заработных плат и социальных пособий влечет за собой скорое повышение рыночных цен и тарифов ЖКХ. Однако этот показатель является спорным и однозначно отнести его к воздействующим факторам нельзя. Ежегодно зарплаты и пенсии должны индексироваться. Так государство делает небольшую надбавку, учитывая прошлогодний индекс цен.
Уровень инфляции в России в 2018 году
Годовой показатель выводится путем суммирования ежемесячных индексов инфляции. По истечению четырех месяцев по данным Росстата, индекс инфляции в России в 2018 составил:
- январь – 0,31,
- февраль – 0,21,
- март — 0,29,
- апрель – 0,38.
Рассмотрим причины, которые повлияли на индекс цен каждого месяца.
- В январе 2018 года показатель индекса цен остановился на отметке 0,31. Большинство экспертов считают, что на январский показатель большое влияние оказалот повышение цен на транспорт и услуги ЖКХ, которые обычно индексируются в январе и июле (раз в полгода).
- Февральский индекс цен снизился до отметки 0,21. Он соответствует прогнозу Минэкономразвития. В феврале наблюдался рост цен на сезонные товары (в среднем на 0,4%), уровень цен на ЖКХ повысился на 0,1%. Роста цен на бензин не произошло, что и послужило сдерживающим фактором значительному увеличению данного показателя.
- В марте рост индекса несколько ускорился. Происходит удорожание продовольственных продуктов на 0,5%. Наблюдается значительный рост цен на плодово-овощную продукцию: в среднем овощи подорожали на 15%, фрукты на 5%. Цены на ЖКХ продолжили тенденцию прошлого месяца – 0,1%. Бензин и другие виды топлива остались без изменений. Также в марте наблюдался скачок курса иностранных валют по отношению к рублю, что внесло свою долю в мартовский индекс инфляции.
- Первая половина апреля привела к росу цен на продовольственные товары примерно на 0,5%. А во второй половине их рост замедлился и составил 0,1% (сезонные товары начали дешеветь). Вместе с тем в апреле произошел рост цен на бензин на 0,4-0,5%. А принятые санкции США негативно отразились на рубле, который колебался в интервале 62-65 руб/дол и 77-80 руб/евро. Совокупность роста цен и негативных экономических событий усилила рост инфляции, в результате чего апрельский индекс цен достиг отметки 0,38 (наибольшие значение в ежемесячном разрезе показателей).
Учитывая данные показатели, финансовые аналитики планируют годовую инфляцию на уровне 3,5-4%.
Прогноз на 2019
Еще не прошло и половины 2018 года, однако финансовые аналитики и экономисты уже строят прогнозы уровня инфляции на следующий год. Итак, по их подсчетам, средний уровень инфляции будет немного больше 4%.
Глава Центробанка, Э.Набиуллина, считает допустимым уровень инфляции в районе 4%. Свои прогнозы она основывает на стабилизации уровня цен на продовольственные товары, чего удалось добиться благодаря инвестированию в сельскохозяйственную отрасль.
В целом прогноз ЦБ на 2019 год довольно оптимистичный. Мнение экспертов Аналитического кредитного рейтингового агентства не настолько позитивно: уровень инфляции превысит отметку 4% в 2019 году. Прогноз учитывает возможные форс-мажоры в экономике, что может вызвать рост цен и тарифов; влияние экономических санкций на внешний товарооборот, курс валюты по отношению к стоимости рубля. Представители агентства дают прогноз инфляции 4,4%.
Еще одно важное мнение – прогноз Минэкономразвития. Благодаря ежемесячной финансовой аналитике, изучению цен на внутреннем и внешнем рынке, специалистам удалось спрогнозировать и вовсе оптимистичную модель на 2019 год. Согласно их данным, нефтяные котировки растут, и заложенная стоимость 44 дол/баррель уже сейчас неактуальна, ведь средняя цена 50-60 долларов за данную единицу объема! Если произвести подсчет и пересчитать плановый показатель (44 дол), инфляция будет составлять не более 2-3% в 2019 году, а бюджет будущего года станет профицитный (доходы превысят расходы).
Время покажет, какой прогноз оказался наиболее точным.
Официальные данные Росстата в таблице
Ежемесячная динамика инфляции в России начиная с 1991 года приведена в таблице . Так по данным таблицы можно понять, какие годы были кризисными в экономике страны.
Темп роста ВВП ко второму кварталу 2019 года может опуститься ниже 1 % к аналогичному периоду 2018 года. В целом на следующий год экономический рост ожидается на уровне 1,4% против 1,9% в 2018 году.
Такие выводы содержатся в обновленном макропрогнозе , направленном в правительство на этой неделе. Министерство обновило прогноз с учетом целей, поставленных президентом - говорится в сообщении ведомства. При этом в базовый сценарий прогноза (он используется для расчета бюджета) «в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного правительством комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации».
Отметим, что пока этот комплексный план известен лишь в общих чертах. В понедельник одобрила предложенное правительством повышение с 2019 года НДС с 18% до 20%. Также парламентом утверждены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание Фонда развития инфраструктурных проектов объемом в 3,5 трлн руб. и усложняющий инвестиционный процесс механизмом «обоснования инвестиций». Так же в парламент внесены предложения об увеличении пенсионного возраста.
Тем временем Минэкономразвития объясняет замедление экономического роста в 2019 году прежде всего замедлением в следующем году реальных темпов роста заработных плат. Дело в том, следует из прогноза, что в 2018 году зарплаты росли слишком быстро и в следующем году этот рост замедлится. В 2018 году правительством были проиндексированы до целевого уровня оплата труда работников соцсферы, а также МРОТ был поднят до прожиточного минимума. Кроме того, в 2019 году индексация другим категориям работников бюджетной сферы будет проведена не с 1 января, а с 1 октября. «Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда». - прогнозируют в Минэкономразвития.
В результате темп роста реальных зарплат снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1 % в 2019 году.
Одновременно сократится и конечное конечное потребление домашних хозяйств с 3,5% до 2,6 % год к году в 2019 году.
«С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, также как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции», - говорится в прогнозе. Причина роста инфляции - увеличение ставок НДС и она временная.
По данным Минэкономразвития «доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине, оставляет 76 %. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 % до 20% оценивается в 1,3 п.п.».
В министерстве считают, что в следующем году будут происходить сразу два противоположных по направлению «вторичных эффекта»: «рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу».
Также вероятным эффектом роста инфляционных ожиданий уже в 2018 году станет «потребление впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ожидать роста цен. Минэкономразвития прогнозирует, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1 % год к году уже в декабре 2018 года. Сдерживать инфляцию предлагается мерами денежно-кредитной политики ЦБ. И тогда инфляция на конец 2019 года составит 4,3 %, «что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира 4 %».
В макропрогнозе сделан вывод о том, что «по мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 %». На конец 2020 года прогноз по инфляции составляет уже 3,8%. Далее, с 2021 по 2024 годы Минэкономразвития считает рост цен стабильным на уровне 4%.
А вот восстановление роста реальных зарплат не такое оптимистичное. В 2020 году рост возможен на уровне 1,5%. В 2021 году - 2,3%. А с 2022 по 2024 годы реальный рост зарплат ожидается на уровне 2,8% в год. То есть никаких явных индексаций оплаты труда правительственный пакет комплекса мер не предполагает.
Зато из макропрогноза Минэкономразвития следует, что для восстановления экономического роста «ключевым условием является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных». На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов.
Предполагается и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. «Это будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса» — говорится в макропрогнозе.
Под этим подразумевается, что бизнесу будут предложены стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности и завершение реформы контроля и надзора.
Минэкономразвития также предполагает и снижение доли государства в экономике.
Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике. Это создание добровольной накопительной пенсионной системы и расширение линейки инструментов сбережения населения. Также ожидается переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему.
«При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов», - говорится в прогнозе Минэкономразвития.
Отметим, такие показатели как нефть и курс доллара, на этот раз серьезного влияния изменение прогнозных показателей не оказывают. По расчетам Минэкономразвития в 2019 году курс доллара составит 63,2 руб\$, который подрастет к 2020 году только до 63,8 руб\$. Прогноз по курсу на 2021 - 64 руб\$ и на 2022 год - 64,7 руб\$. Только в 2024 году курс по ожидания вырастет до 68 руб\$.
Также спокойно в прогнозе оценивается и рынок нефти. В условиях достаточно уверенного роста мирового спроса странами-экспортерами нефти 23 июня было принято решение об увеличении добычи нефти до 1 млн. барр. в день.
В этих условиях прогнозируется, что объем добычи нефти в России составит 549 млн. тонн в текущем году в 2018 году, а в 2019 году увеличится до 555 млн. тонн и до 560 млн. тонн в 2020-2021 году. Снижать добычу Россия планирует только в 2024 году до 555 млн. тонн.
Тем не менее в базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития заложило снижение цен на нефть URALS до $63,4 в среднем за 2019 год.
В 2020 году цена ожидается на уровне $59,7 за баррель. А в 2024 году до $53,5.
Эти показатели в первую очередь повлияют на перераспределении бюджетных расходов, которые предварительно уже распределил между бюджетополучателями в конце июня.
(зарегистрирован Минюстом 15 ноября) утвердило значения коэффициентов-дефляторов на 2019 год. Данные применяются при расчете единого налога в рамках УСН, ЕНВД, ПСН, а также для расчета НДФЛ, налога на имущество физлиц и торгового сбора.
Как изменятся значения коэффициентов-дефляторов
Приведем значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2019 год, в сравнительной таблице.
Значения коэффициентов-дефляторов на 2018 и 2019 годы
Где и как применяются коэффициенты-дефляторы
Коэффициенты-дефляторы используются для изменения некоторых параметров налогообложения, которые используются для расчета того или иного налога. Так, в целях применения упрощенной системы налогообложения, коэффициент-дефлятор используется для корректировки:
- лимита, при соблюдении которого возможен переход на УСН — 112,5 млн. рублей за 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на «упрощенку» (п. 2 ст. НК РФ);
- лимита дохода, в случае превышения которого «упрощенщик» теряет право применять УСН — 150 млн. рублей (п. 4 ст. НК РФ).
Однако в 2019 году коэффициент-дефлятор для УСН применяться не будет, так как его использование «заморожено» до 1 января 2020 года. Об этом сказано в части 4 статьи Федерального закона от 03.07.16 № 243-ФЗ. То есть на 2019 год лимиты доходов (112,5 млн. руб. и 150 млн. руб.) проиндексированы не будут.
При применении ЕНВД коэффициент-дефлятор (иное название — коэффициент-дефлятор К1) используется для расчета налога. С помощью коэффициентов корректируются значения базовой доходности при том или ином виде деятельности.
Рассчитывайте ЕНВД в веб-сервисе, где актуальные коэффициенты-дефляторы подставляются автоматически
При патентной системе налогообложения коэффициент-дефлятор корректирует (увеличивает) максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Базовое значение максимально возможного годового дохода ИП составляет 1 млн. рублей (п. 7 ст. НК РФ).
Плательщики торгового сбора используют коэффициент-дефлятор для корректировки ставки сбора, определенной для деятельности по организации розничных рынков (п. 4 ст. НК РФ). Базовое значение такой ставки — 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка.
В целях расчета НДФЛ коэффициент-дефлятор используется для корректировки платежей иностранных граждан, работающих на основании патента по найму у физических лиц (для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Такие работники обязаны ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по налогу за период действия патента в размере 1 200 рублей (п. 2 ст. НК РФ).
При расчете налога на имущество физлиц коэффициент-дефлятор корректирует инвентаризационную стоимость объекта налогообложения. При этом напомним, что с 2015 года налог на имущество рассчитывается по новым правилам в соответствии с главой 32 НК РФ (см. « »).
Индекс-дефлятор - это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Рассказываем, как рассчитать дефлятор, как его применять в госзакупках и каковы прогнозные индексы дефляторы Минэкономразвития до 2020 года.
Что понимается под коэффициентом-дефлятором
Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. Дефлятор — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Это коэффициент, который устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед, являясь базой для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, индекс дефлятор 2020-2020 годов был прогнозно рассчитан еще в 2017 году. Дефлятор необходим при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.
Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом ценового уровня на товары, работы и услуги, зафиксированного в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, показатель на 2020 год определялся Приказом Минэкономразвития № 579 от 30.10.2017, а официальный индекс дефлятор на 2020 год Минэкономразвития Приказ пока еще не опубликован, однако ожидается в ближайшее время.
Порядок и методология расчета коэффициента регулируется нормативными актами Правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015, а также в Приказе Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276, закрепляющем регламент применения индексов стоимости и дефляторов по видам экономической деятельности (при осуществлении гособоронзаказа).
Чтобы узнать индекс дефлятор, формула расчета представляет собой умноженный на 100 результат отношения объема номинального ВВП и объема реального ВВП.
В свою очередь, индекс дефлятор ВВП (формула исчисления) представляет собой следующую математическую выкладку: стоимостное значение корзины ВВП в текущих ценах / стоимостное значение корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.
Так как в формуле при подсчитывании коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране, рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении индекса также принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:
Рассчитав значение индекса цен Пааше, можно проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода. по сравнению с базисными ценами по аналогичным товарным категориям, реализованным в отчетном периоде. Таким образом, коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.
При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, можно отследить и уровень инфляции. В том случае, если расчетное значение больше 1 (или же больше 100 %, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если же исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.
Дефлятор в 2020 году — прогнозные значения
Индекс дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития еще официально не опубликовал, однако прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. При этом указанные значения коэффициента на будущие периоды еще будут скорректированы специалистами министерства с учетом произошедших за последнее время экономических изменений и социальных реформ, таких, как пенсионная (повышение пенсионного возраста) и налоговая (повышение акцизов на топливо).
Грядущие события непосредственно повлияют на индексы дефляторы Минэкономразвития на 2020 год. Но при разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды организации-заказчики могут воспользоваться уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим исчисленные индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, и индексы дефляторы на 2020-2021 годы в таблице.
Отрасли | 2018 | 2020 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|---|
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 109,0 | 107,1 | 106,7 | 106,7 |
Добыча полезных ископаемых | 108,7 | 106,5 | 106,0 | 106,2 |
Обрабатывающие производства | 106,8 | 105,4 | 105,1 | 105,0 |
Промышленность | 107,6 | 105,9 | 105,3 | 105,5 |
Строительство | 106,8 | 105,9 | 105,2 | 104,9 |
Сельское хозяйство | 105,3 | 104,2 | 103,9 | 103,8 |
Грузовой транспорт | 107,0 | 106,0 | 105,7 | 105,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 106,9 | 105,5 | 105,! | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 104,9 | 103,9 | 103,5 | 103,7 |
Платные услуги населению | 106,9 | 106,2 | 105,6 | 105,7 |
Инфляция (ИПЦ) среднегодовая | 104,7 | 104,4 | 104,2 | 104,1 |
Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные цены на электричество будут проиндексированы на 109,1.
Также на официальном сайте Минэкономразвития представлены индексы, которые будут применяться в 2020 году для целей налогообложения:
- ЕНВД — 1,915;
- УСН — 1,581;
- НДФЛ — 1, 729;
- налог на имущество физических лиц — 1,518;
- патент — 1,518;
- торговые сборы — 1,317.
Таким образом, во многих промышленных и производственных отраслях наблюдается постепенное снижение коэффициента. Так, после исчисления индекс дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития) строительство и строительные работы будут рассчитаны с коэффициентом ниже, чем в текущем, 2020 году.
Дефлятор в закупках по 44-ФЗ
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как, в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ, сведения о стоимости товаров, работ, услуг должны быть проанализированы с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.
При планировании закупочного бюджета на 2020 год и последующие периоды и обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года . В данном документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий год, так и на плановый период 2020-2024 годов.
Использование дефлятора в закупках строительных работ
Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс дефлятор на 2020 год для смет также указан в социально-экономическом прогнозе. В настоящий момент коэффициент имеет значение 105,0.
При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик также должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом.
Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или же проводит торги, НМЦК (цена контракта) рассчитывается специалистом, отвечающим в учреждении за закупки, с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.
Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ, а именно статьей 8.3. Коэффициенты-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), при этом в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.
В том случае, если производится строительство с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, то при определении НМЦК рекомендуется устанавливать размер начальной (максимальной) цены в пределах объема выделенных главным распорядителем капитальных вложений на реализацию такого инвестиционного проекта (п. 6.3 Методических рекомендаций, утв. ПП РФ № 427 от 18.05.2009).
При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов смета по годам строительства, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием дефляторов, не превышает объем выделенных капитальных вложений, то НМЦК на строительные работы формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).
Индекс дефлятор на 2020 год в строительстве надлежит также применять и при расчете стоимости проектных работ (п. 1.7 Методических указаний) для корректного планирования будущих капитальных вложений.
Дефлятор в закупках по 223-ФЗ
Дефляторы в рамках 223-ФЗ можно применять для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. При этом организация-заказчик обязана прописать такую возможность в своем положении о закупках. Ознакомиться с примером такого положения о закупках можно далее.
Применение индекса-дефлятора в гособоронзаказе
Используется индекс и при осуществлении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты-дефляторы. Дефляторы в гособоронзаказе в 2020 г. нормируются Приказом Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018.
Ключевыми аспектами использования индекса в области гособоронзаказа выступают:
- Определения прогнозной цены, цены госконтракта при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
- Формирование прогнозной цены и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.
Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, а также товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.
Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на соответствующий госзаказ должна определяться согласно ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). На основании ч. 3 ст. 22, для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.
Таким образом, использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.